В московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (г. Москва) есть зал, который называется «Итальянский дворик». На видном месте в нем стоит балдахин для раки (усыпальницы) немецкого святого.
Итальянский дворик
Это сооружение выше человеческого роста, бронзовая беседка, вся кружевная, изрезанная и по-готически устремленная ввысь, с массой, колонок, башенок, арок, фигур. Фигуры святых — тоже удлиненные, с условными и торжественными жестами, драпировками, отлично выполненными.
Сделал балдахин Петер Фишер-старший, нюренбергский литейщик, мастер XVI века, который принял литейную мастерскую от отца и работал над балдахином со своими тремя сыновьями. Было ему тогда за пятьдесят.
Если обойти балдахин и у одного из его углов присесть на корточки, то внизу, в самом низу, за перегруженной украшениями колонной, можно увидеть совсем другую фигуру, непохожую на вытянутых, элегантных святых. Крепкий, коренастый, на расставленных коротких ногах стоит в маленькой нише немолодой сильный человек, бородатый, с уверенной осанкой, в большом рабочем кожаном переднике, в добротно сработанных грубоватых сапогах, удивительно жизненный, прочный. Он перепоясан, на поясе сумка — должно быть, с инструментами. Руки его цепко держат молоток и долото но, кажется, вот сейчас пустят их в ход, возьмутся за дело, глаза из-под лохматых бровей смотрят зорко, сурово — зачем человека оторвали от работы.
Это автопортрет, мастер изобразил себя — и изобразил не в парадном, воскресном виде, но за работой. Вместо подписи взял и поставил себя, утвердил эту крупную, широкую в груди, налитую упрямой силой фигуру делателя, умельца, хозяина рук своих, хозяина в сущей и жизни.
Видео-экскурсия в Итальянский дворик ГМИИ им.А.С.Пушкина!