История развития образования с 17 века по 20

2552

История развития образования в РоссииВ разные периоды развития общества учебный процесс организовывался не одинаково. Так, в школах старого мира господствовала система индивидуального обучения. Учитель учил каждого ученика отдельно. В средних веках — личностно-групповой способ. Занятия проводились без постоянного расписания. 

Развитие образования с 17 века по 20

Индивидуальная система обучения в какой-то мере оправдывала себя тогда, когда в школах училось небольшое количество детей. Но развитие общественного производства уже в XVI — XVII столетиях обусловило необходимость значительного расширения и усовершенствование школьного образования. В связи с этим возникла классно-урочная система обучения, которая создавала возможность одновременного обучения учителем многих учеников. Эта система требовала комплектования учебных групп (классов) с одинаковой подготовкой и возрастом учеников и обучения их по одной программе. Целесообразность классно-урочной системы и пути ее применения обосновал в XVII ст. Я-А. Коменский.

Она развивается уже больше трех столетий. В XVIII ст. развивалась Бел-ланкастерская система обучения (ее разработали английские педагоги А. Белл и Д. Ланкастер) — система взаимного обучения. Суть Бел-ланкастерской системы заключается в том, что в школе старшие, более подготовленные ученики выступают в роли так называемых мониторов: под руководством учителя они учат других учеников (как правило, каждый монитор учит около 10 учеников). Это дает возможность одному учителю организовать обучение нескольких сотен учеников.

Система взаимного обучения практиковалась частично и в нашей стране. Но жизненного испытания она не выдержала, так как не обеспечивала надлежащего качества обучения, основательного овладения учениками знаний. В начале XX ст. в США, Англии и в некоторых других странах Запада возникали системы индивидуализированного обучения. Из этих систем обучения наиболее распространенным был дальтон-план (название — от города Дальтон в США). При дальтон-плане уроки отменяются, учебные классы заменяются предметными «лабораториями», каждый ученик работает самостоятельно, выполняет недельные или месячные задачи («подряды») соответственно своим индивидуальным возможностям, а учителя выступают в роли консультантов и контролеров.

Во второй половине 20-х годов дальтон-план в несколько измененном виде отстаивали некоторые педагоги. На практике основные идеи дальтон-плана воплотились в лабораторно-бригадные организации обучения, при которой вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы-бригады (обычно по 5-7 чел.), учили в этих группах за построенными в особый способ учебниками (назывались они «рабочими книгами»), выполняли специально составленные учителем дневные, недели, месячные «рабочие задачи» из каждого учебного предмета. Лабораторно-бригадная система не оправдала себя. Она снижала руководящую роль учителя, не обеспечивала овладения систематических и крепких знаний, приводила к обезличке в обучении, воспитывала безответственное отношение к работе. Но отдельные элементы этой системы могут быть полезными. Так, рядом с индивидуальным и коллективным обучением практикуются групповые задачи, например, при выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной обработки учебника, справочной и вспомогательной литературы. Современная педагогика, как свидетельствуют исследование педагогов, продолжает отдавать предпочтение индивидуальным формам организации обучения перед коллективными. Так, во многих школах США распространенный так называемый «план Тромпа».

В центре внимания за этим «планом» — создание условий для успешного продвижения одаренных учеников: 40 % время отведено для обучения в больших группах (100-120 человек), 20% времени на обучение в малых группах (10-15 человек) и 40 °/во времени на индивидуальное обучение.

История развития образования в России в видео!