Воспитание или корректировка личности ребенка?

832

Воспитание личности ребенкаМногие родители при воспитании детей начинают пытаться сделать из ребенка личность по своим меркам и шаблонам, и это является их самой большой ошибкой. В таком случае «воспитатели» нанесут вред, как своим детям, так и себе. Родители часто просто забывают, как они сами страдали от ошибок в процессе воспитания со стороны своих родителей. Это действует как программа — вирус, которая передается от родителей к детям. А чтобы избавиться от программ, которые насадили родители, необходима осознанность, и зачастую несколько лет напряженной работы психотерапевтов и немалых собственных усилий. Рассмотрим с вами самые распространенные моменты того, что многие называют «воспитанием», которое на самом деле является ломанием ребенка.

Приведем масштабный и распространенный пример о «воспитании» личности и как это работает на распространенном типе поведения поколения, которое родилось в середине прошлого века. В СССР государству было нужно воспитать послушных рабочих, поэтому людям с детства внушалась мысль о том, что нужно работать во благо Родины, причем иногда безвозмездно, на чистом энтузиазме. А дети поколения советских людей (большинство из них) выросли неспособными к тому, чтобы строить свою жизнь самостоятельно, будучи прирученными к тому, что нужно работать из-под палки.

ПреподавательТакже есть пара верных способов «воспитания», если вы хотите, чтобы ребенок впоследствии вырос ленивым и не способным к какой-либо плодотворной деятельности. Для этого нужно:
-почаще ругать его за отметки в школе;
-заставлять его делать домашние уроки только угрозами;
-если ребенок играется в своей комнате, но вы видите там беспорядок, то необходимо оторвать его от игры, заставив его убраться в комнате, и не слушать его слова о том, что наведет порядок чуть позже;
-чаще сравнивайте ребенка с другими;
-если ребенок наводит порядок в комнате по-своему, то покажите ему, что вы знаете лучше, где должны лежать вещи ребенка;
-всегда убеждайте ребенка, что вы знаете лучше его, как поступать, вплоть до мелочей.

Естественно, это были советы в стиле иронии, как поступать не нужно ни в коем случае. Подобные советы воспитания приведут к тому, что ваше чадо в будущем будет совершенно неспособно к работе, постоянно пребывать в сомнениях и также это подарит целый букет комплексов.

Vospitanie_rebenkaКогда ребенка так воспитывают – ему прививают ненависть к тому или иному виду деятельности. Если вам это нужно, то «воспитывайте» так ребенка. Часто, взывая к порядку, родители давят на чувство вины, что потом приводит к печальным последствиям, когда ребенок в будущем сомневается в себе и постоянно заискивает перед другими. Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые.

Также, если при воспитании ребенка действуют методом убеждений и подавления его воли, то в будущем человек вырастает без собственного стержня и не сможет делать выбор. И ваш воспитанник в таком случае при первой же возможности покинет вас и будет прав. Но если слишком потакать детям и отгораживать их от всяких трудностей, то они могут вырасти глубоко несчастными социальными инвалидами, за которыми потребуется опека со стороны родителей до самой старости.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельной цельной личностью, то необходимо предоставлять ему долю свободы и возможности выбора. Ведь, в некотором смысле люди рождаются с определенными психотипами (можно посмотреть в соционике) и с определенным типом темперамента, и нужно понимать, что ребенок уже появляется с предрасположенностью к тем или иным навыкам или талантам.

Это и подразумевает корректировка личности и поведения ребенка, то есть отношение к ребенку, как полноценному человеку, который уже обладает некими качествами в зародыше и если помогать этим качествам развиться, то в будущем такой ребенок может стать талантливым. Ведь индивидуальность дается нам при рождении, а «характер» — это наносное: то, что мы приобретаем в процессе жизни и взаимодействия с миром.

История знает множество примеров, когда дети были несчастны из-за того, что их в свое время родители направляли не по той стезе, но зачем наступать на те же самые грабли?

semeiniy_ochagЕсли на ребенка нельзя давить, то это не значит, что нужно спустя рукава заниматься участием в развитии ребенка. Необходимо вовремя направлять развитие личности ребенка и иногда проявлять волю, чтобы отвадить от совершения неправильного выбора, который может закончиться слишком негативно. Например, не держать ребенка под полным контролем, приковывая его на цепь обязательств, но и если он будет идти к яме — окликнуть его, предостеречь, и, если нужно, – оттолкнуть. Также, необходимо дать возможность детям сталкиваться с трудностями и учиться на собственных ошибках, ведь так человек вырабатывает иммунитет к жизненным трудностям, учится их избегать и становится сильнее. И корректировать необходимо в первую очередь себя, ведь дети, обладая изначально ясным восприятием, тонко подмечают все ваши промахи и победы: ваши ссоры с родными, несоответствие ваших слов о любви к родственникам вашим действиям, а также мимолетную улыбку, исполненную нежности и помощь другим. Прежде всего, вы сами должны быть примером для своих детей, и просто быть тем, кем вы являетесь, и стремиться быть тем, кем вы хотите быть, но делать это естественно и искренне. А все остальное будет, как дополнительный бонус.

vospitanie_miloserdia_u_deteyСледует помнить изречение философа, которое гласит, что родитель – это лук, а ребенок – это стрела, которую нужно запустить. Главная обязанность родителей заключается в том, чтобы научить ребенка жить самостоятельно и самому принимать решения, двигаясь по жизненному пути. Нужно выращивать в детях ответственность за свои поступки, а не чувство вины; характер, а не умение слепо подчиняться приказам – это подразумевают определенную открытость во взаимодействии с ребенком, отношения на равных, где просто один некоторое время должен поддержать другого. И помните слова из «Маленького Принца» о том, что мы отвечаем, за тех, кого приручили.

Кристина Фирсова

Видео о том, как доносить ребенку запреты: что можно, а что нельзя в обществе.