Запад приземлил Украину: Зеленский больше не мечтает о самолетах

35

Запад приземлил Украину: Зеленский больше не мечтает о самолетах

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев уже не рассчитывает на поставки западной авиационной техники, но надеется на передачу их систем противовоздушной обороны. После встречи с премьер-министром Ирландии Михолом Мартином он добавил, что у украинских властей уже есть «теоретическое подтверждение» таких поставок.

«Может, я очень настойчивый, но всё-таки безопасность неба приоритетна. И уже никто не ожидает ту или иную авиацию, но мы все рассчитываем и имеем подтверждение, пока что теоретически, но рассчитываем на прибытие на Украину мощных систем противовоздушной обороны», — сказал он.

В конце июня сообщалось, что Запад не выполняет просьбу Киева о предоставлении современных самолетов и танков ВСУ. Министр обороны Украины Алексей Резников жаловался, что власти страны продолжают уговаривать партнеров, потому что это необходимо, но решение так и не было принято.

Еще в мае немецкое агентство писало, что между странами НАТО якобы существуют неформальные договоренности о воздержании от поставок на Украину некоторых систем вооружений, в частности, боевых самолетов, так как есть опасения, что Россия может официально расценить такие действия как вступление в конфликт, а затем принять военные ответные меры.

При этом СМИ неоднократно писали о том, что страны ЕС, особенно восточноевропейские, передают Украине еще советские самолеты, хотя официально это не признается. Так, в конце мая журнал Foreign Policy сообщал, что европейские страны передали Украине разобранные штурмовики Су-25, их точное количество не называлось. The Wall Street Journal тогда же сообщал, что эскадрилью вертолетов Ми-24 передала Украине Чехия.

«Команда на местах в Восточной Европе, связанная с Европейским командованием, помогла разобрать советские самолеты Су-25 „Лягушачья нога“ и вертолеты Ми-17, чтобы их можно было отправить на Украину», — уточнялось в материале FP.

На начало 2022 года, судя по информации из открытых источников, в составе воздушных сил Украины насчитывалось 45 тыс. человек личного состава, на их вооружении имелось около 124 боевых и учебно-боевых самолётов, около 63 транспортных, специальных и учебных самолётов, около 46 транспортных и специальных вертолётов, более 322 систем ПВО. По данным Министерства обороны РФ по состоянию на 7 июля было уничтожено 234 самолета ВСУ и 137 вертолетов, то есть заметно больше, чем их изначальное количество.

Военный эксперт Иван Коновалов считает, что это свидетельствует о том, что поставки советских самолетов на Украину из стран Восточной Европы однозначно были, но сейчас эти запасы подходят к концу. Что касается современных западных самолетов, украинским пилотам потребуется не менее года, чтобы научиться на них летать, а таким запасом времени Киев не располагает.

— Если сравнить данные о том, сколько у Украины было самолетов перед началом военной операции и сколько уже потеряно, очевидно, что эти цифры не сходятся. Очевидно, Киеву передавались советские самолеты, прежде всего, МиГ-29. Но дело в том, что этих машин не так уж много. Они есть у Болгарии, Польши, которая активней всех занималась передачей, и еще у ряда стран.

То же самое происходило с системами ПВО советского или уже российского производства. Страны Восточной Европы хорошо постарались, снабжая ими Украину, в этом участвовали и Чехия, и Словакия, и Польша, и Румыния, так как у них имелись определенные запасы.

Но запасы советских самолетов были не так уж велики, и сейчас эта история постепенно заканчивается. А поставки более современных иностранных аппаратов — это уже совершенно другой уровень. Даже если бы Украине передали, к примеру, истребители F-16 или F-16, смогли бы украинские пилоты на них летать? Это очень большой вопрос.

Когда Киев говорит о передаче таких самолетов, нужно понимать, что придется тренироваться по меньшей мере год, чтобы ими как следует овладеть. Есть ли этот год у украинских пилотов и у киевского режима? Очень сомнительно. Что толку, что они получат дорогие и современные самолеты, если они не смогут на них взлететь?

Хотя есть и другой вариант. На этих самолетах могут летать иностранные наёмники — американские, британские, какие угодно. Но тогда это меняет весь формат противостояния на Украине. Эти самолеты достаточно быстро начнут падать, и тогда руководству этих стран придётся объяснять, как так получилось, что американский, французский или израильский пилот оказался за штурвалом самолета, который грохнулся на Украине. А лидеры этих стран очень не любят объясняться перед своими избирателями.

«СП»: — А что насчет систем ПВО?

— Мы не знаем, о каких именно системах говорил Зеленский, потому что заявок было много. Но эти заявки не всегда означают результат. Например, была речь о 35-миллиметровых германских ЗСУ Gepard, но сколько немцы их ни обещали, они их так и не поставили. Американцы также обещали подобные системы. В принципе, часть номенклатуры они начали передавать. Но это не изменит принципиально ситуацию.

Украинцы уже получили РСЗО HIMARS, но как они отступали, так и продолжают отступать. Ставить вопрос о темпах операции, исходя из того, поставлена или не поставлена какая-то система, в том числе ПВО, некорректно.

Политолог Евгений Михайлов считает, что сейчас Запад в принципе начнет сбавлять обороты поставок современной техники на Украину, а самолеты, скорее всего, и не входили в номенклатуру, которая рассматривалась для передачи, так как это может вызвать жесткий ответ РФ.

— Мне кажется, Запад потихоньку начинает осознавать ошибочность поддержки украинского режима. Об этом говорят последние опросы крупнейших газет Европы и США. Совсем недавно такой опрос был проведен в Германии, и половина граждан согласилась с мнением, что Украине необходимо уступить свои территории и пойти на подписание мирного договора на условиях Российской Федерации. Это большая информационная победа для России. К людям приходит осознание того, что Украина напрасно сражается и рассчитывает на Запад.

Встреча с ирландским премьером и и рассуждения о поставках самолетов — это разговоры для бедных. Никто сегодня Киеву современные летательные аппараты поставлять не будет. Во-первых, на них нужно учиться летать. Во-вторых, у самой Европы не так уж много современных самолетов. Думаю, европейцы не пошлю своих инструкторов, на обучение которых было потрачено много времени и средств, на Украину.

«СП»: — А советские самолеты?

— Поставка устаревшей авиационной техники советского производства, конечно, проводилась. До начала спецоперации Украина декларировала наличие гораздо меньшего количества боевой летательной техники, чем то, что ВС РФ уже уничтожили. Все остальное — это негласные, тайные поставки самолетов с территории Румынии и других стран НАТО. Но мы каждый день видим уничтожение летательных аппаратов советского производства, так что у Украины и европейских стран ничего не остается. Думаю, даже к Киеву приходит понимание того, что современные самолеты ситуацию не спасут и они ей не нужны.

Что касается мощных систем залпового огня, в том числе американских гаубиц, то их обещанное количество на Украину не поставлено. А то, что поставлено, также каждый день уничтожается. Кроме того, мы видим, что иностранные государства не спешат поставлять снаряды с дальностью 500 километров, которые могут долетать до территории РФ. Они понимают, что поставка подобного вооружения Украине, которая спокойно бьет по мирным гражданам, была бы преступлением, на которое Россия ответила бы максимально жестко. Тем более, что в последние дни наметился перелом в специальной военной операции.

Специальная операция на Украине

Эксперт оценила, станет ли Николаев новым Мариуполем

Минобороны РФ: Германия на Украине занималась патогенными штаммами конго-крымской лихорадки

Эксперт объяснила, почему Запад заявляет о сокращении помощи Украине

Минобороны РФ: нацбатальон «Кракен» отказался выполнить приказ украинского командования

Все материалы по теме (535)