Президент России Владимир Путин воспользовался кризисом в Белоруссии, чтобы добиться от Лукашенко согласия на расширение российского влияния в стране— в частности, на военные базы, пишет The Wall Street Journal. В связи с этим в НАТО опасаются, что попытки России создать военные базы на территории Белоруссии усилят давление на слабый северо-восточный фланг альянса.
«Кремль давно мечтает усилить контроль над Белоруссией, в чьей экономике он и так уже играет главенствующую роль за счет поставок газа и нефти и кредитов, уверен автор. После «вторжения России на территорию Украины» российские запросы о размещении военно-воздушной базы на своей территории Лукашенко отклонил. Кроме того, Лукашенко тормозил старания России упрочить интеграцию вооруженных сил, спецслужб и экономики двух стран. Теперь же у Лукашенко нет прежнего пространства для маневра, и влияние России на него сейчас выше, чем когда-либо прежде.
— Публикация подобной аналитики в авторитетных западных СМИ говорит о том, что НАТО, действительно, рассматривает Россию как реального противника, война с которым возможна, — считает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
—Если это так, то России следует всегда быть готовой к агрессии со стороны стран НАТО, каким бы фантастическим сценарием это ни выглядело на первый взгляд. Значит, к возможной агрессии должна быть готова и военная инфраструктура на западных рубежах. Российско-белорусские двусторонние договоренности, взаимные обязательства в рамках Союзного государства и ОДКБ позволяют и сейчас использовать инфраструктуру Белоруссии для отражения такой агрессии, которая будет агрессией не против России, а против Союзного государства в первую очередь. Обойти Белоруссию при масштабном нападении на Россию не получится. Как будет решаться вопрос в дальнейшем, появятся ли на территории Белоруссии российские военные базы или базы совместного использования или как-то иначе, время покажет. Ясно одно: к отражению агрессии мы готовы и сейчас, будем готовы и в дальнейшем. Запад противится созданию российских военных баз в Белоруссии не потому, что опасается агрессии со стороны России (у нас подобные сценарии не обсуждаются даже в «желтой» прессе, тем более в солидных изданиях). На Западе прекрасно понимают, что российская военная активность на западных рубежах носит оборонительный характер. Противится же Запад потому, что опасается усиления интеграционных процессов между Россией в Белоруссией по всем направлениям. Конфликт между Минском и Москвой должен был стать следующим шагом после аналогичных событий на Украине. Понятно, что военно-техническое сотрудничество — одна из самых тонких сфер международных отношений. Как правило, тесные связи в этой области являются препятствием для серьезных трений между государствами.
«СП»: — Почему их так пугает Сувалкский коридор? Каковы вообще их интересы в этой части планеты?
— Рассуждая о войнах будущего в категориях Второй мировой, западные пропагандисты просто стремятся сделать информацию более доходчивой. Рисуя на карте всяческие «коридоры» и новые границы, которые якобы могут появиться в Европе в результате агрессии России, проще объяснить избирателю, на что тратятся гигантские военные бюджеты. На самом деле у США в Европе, в Польше, в частности, сугубо экономические интересы. А милитаристская риторика необходима для того, чтобы сделать европейские страны еще более зависимыми. Европе навязывается не только дорогой сжиженный газ из США, но и НАТО как единственная гарантия безопасности, защита от агрессивной России.
«СП»: — Издание сообщает, что Россия тоже укрепляет свою военную мощь в регионе — особенно в Калининградском эксклаве. Так ли это? Для чего, если мы не собираемся на них нападать, как они воображают?
— Как я уже сказал, российская военная активность в регионе носит исключительно оборонительный характер. Например, ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области появились как ответ на разворачивание противоракетных систем НАТО в Восточной Европе. То же самое можно сказать и о другом оборонительном вооружении, находящемся на территории эксклава.
«СП»: — Кремль давно мечтает усилить контроль над Белоруссией, в чьей экономике он и так уже играет главенствующую роль за счет поставок газа и нефти и кредитов, пишет автор. Можно ли с ним согласиться?
— Почему бы Западу не предоставлять Белоруссии дешевые кредиты, не продавать нефть и газ по низким ценам? Запад так не поступает, хотя Минск периодически обращается к Европе и США с аналогичными просьбами. Но помогают только Россия и Китай. При этом не обусловливая свою поддержку политическими требованиями, которые всегда звучат с Запада. Может, в этом причина? А что касается контроля со стороны России, то отношения с Белоруссией регулируются в том числе и Договором о Союзном государстве. Многие положения его до сих пор не реализованы. Значит, наши страны в перспективе ждет еще более тесная интеграция. Это подтвердили Путин и Лукашенко на последней встрече.
«СП»: — По мнению издания, ранее Лукашенко в течение долгого времени пытался превратить ЕС в заслон от подавляющего влияния Москвы, но сейчас у него нет прежнего пространства для маневра, и влияние России на него сейчас выше, чем когда-либо прежде. И что? Откроют-таки базу?
— Действительно, протестные настроения, вылившиеся после президентских выборов на улицу, сузили для Лукашенко пространство для геополитического маневра. А он известный сторонник такой многовекторной политики. Однако на повестке дня сейчас не вопрос открытия базы. Необходимо прежде исполнить все положения Договора о Союзном государстве. В этом Договоре заключены ответы на все вопросы о будущем отношений России и Белоруссии. А станет ли следствием исполнения Договора открытие военной базы, это не столь важно. Безопасность России на западных рубежах и без того надежно защищена.
— Политика не терпит тех, кто не готов защищать собственные национальные интересы, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Если складывается ситуация, которую можно повернуть в свою пользу — почему бы этим не воспользоваться? В конце концов, развалом Советского Союза и слабостью России в 90-е годы американские и европейские политики воспользоваться сумели. Как минимум, обещание не расширять НАТО на Восток выполнено не было, а бомбардировка Белграда в 1999 году поставила точку в возможной дружбе между Россией и НАТО и дала начало новому витку конфронтации.
Американские обозреватели верно подмечают, что Москва воспользовалась нынешним кризисом в Белоруссии. Но, во-первых, не Москва готовила этот кризис. А во-вторых, почти любой сценарий белорусского кризиса скорее всего стал бы для российской стороны выгодным. Мы сейчас видим сценарий, когда лояльность Лукашенко к Москве стала абсолютной, так как он потерял возможности для маневра. Но если бы белорусские протесты привели бы к отставке Лукашенко, то вполне вероятно, что к власти пришли бы силы, с которыми Москва сумела бы договориться об углублении сотрудничества даже успешнее и быстрее, чем с предыдущим колеблющимся и капризным Лукашенко.
Москва в белорусском кризисе являлась той стороной, которая не могла ничего потерять, а могла только улучшить свои позиции. Но в этом виновата не сколько активность России, сколько ошибки Александра Лукашенко. В России, например, многие считают, что Москва, наоборот, недостаточно активно защищала свои интересы перед белорусским президентом, многое ему позволяя. Особенно после украинского кризиса 2014 года, когда Лукашенко достаточно откровенно развернул нацстроительство — совсем недружественный по отношению к России политико-идеологический процесс.
Недавно по этому вопросу наконец-то выступил глава МИД РФ Лавров, заявив, что продвижение белорусского языка происходит в Белоруссии настолько искусственно, что это идет вразрез с союзническими отношениями с Россией, нанося урон русскому языку. Лавров назвал подобные шаги враждебным актом, сравнив это с украинскими событиями, где русский язык грубо запрещают, нарушая права русскоязычного населения. Такое заявление от высших спикеров российской политики по Белоруссии прозвучало впервые. Оно очень важно, так как показывает, что Россия будет обращать на это внимание на новом этапе развития белорусско-российских отношений, который должен привести наши страны еще к более высокой степени интеграции, чем есть сейчас.
«СП»: — А как насчет военного сотрудничества? Американцы этого так боятся…
— Сотрудничество РФ и РБ в военной сфере и до нынешнего кризиса в Белоруссии было максимально плодотворным. Ошибочно считать, что сейчас Россия в военной сфере многократно усилит свои позиции в Белоруссии, ведь эти позиции были сильны всегда. Формат Союзного государства и формат ОДКБ сделал армии России и Белоруссии настолько союзными, насколько это возможно. Следующий шаг — это только объединение армий двух стран. Именно этого очень не хотят в Европе. А для США это станет большой удачей, так как Вашингтон сможет через НАТО давить на европейцев, указывая на возросшую российскую угрозу.
Не секрет, что Сувалский коридор для НАТО является слабым местом. Устранить эту проблему без отрыва Белоруссии от России по украинскому пути невозможно. Но нужно понимать и мотивы России, которая не может себе позволить лишиться свободного и быстрого прохода к своей калининградской части. Что случилось, когда перед Россией встала угроза потери черноморского флота с Севастополем? Крым стал российским. Я не хотел бы выстраивать никаких глобальных предположений о возможных будущих сценариях, но для мира в регионе очень важны хорошие отношения между Россией и Белоруссией. Это куда важнее, чем фобии стран Прибалтики — надеюсь, что это понимают и в руководстве НАТО. Отчасти и по этой причине активность западных стран по событиям в Белоруссии будет не таким, как хотелось бы белорусской оппозиции.
США и Канада смогут ввести санкции пожестче, ведь они понимают, что санкции против режима Лукашенко — это санкции против России. Поэтому стесняться им нечего. А вот европейцы будут вести себя аккуратнее. Для европейских политиков очень важно своими санкциями не толкнуть Белоруссию в такие объятия России, из которых уже не вылезти. Европейцам нужно, чтобы Лукашенко существовал бы в своем довыборном формате, активно заигрывая с Западом против Москвы. А для этого нужно как можно скорее пройти период формальных санкций и вернуться в старый формат отношений, где кроме кнута за нарушения демократических принципов Лукашенко будет ждать и пряник за периодические антимосковские выступления.
Вторая волна коронавируса в мире, обострение карабахского конфликта, активная стадия президентской гонки в США — все эти события медленно, но верно отодвигают Белоруссию на второй план. Как бы это не странно звучало, но это сейчас выгодно всем сторонам, кроме тех белорусских граждан, голос которых так и не был услышан. Справедливость в политике чаще всего не является высшей ценностью для её участников — такой урок получила белорусская оппозиция. Хотя не только его: можно сказать, что 2020 год стал годом рождения белорусской оппозиции и новой политической жизни в стране. Как раньше уже не будет.
Международное положение
Эксперт раскрыл, когда санкции и давление Запада станут безразличны гражданам РФ
Кадыров предложил Навальному считать его заказчиком отравления
Лукашенко позвонил Путину
Евросоюз попросил Турцию не вмешиваться в конфликт в Карабахе
Все материалы по теме (12162)