Мир боевой истребительной авиации развивается не столь стремительно, как скорости самих современных самолётов и новые «изделия» в авиапромышленности любой из стран, её имеющих появляется не так уж часто. Воздушная машина нового поколения — это всегда событие и пристальное внимание, а ещё элемент тайны и повышенной секретности. Вот и будущее появление российского истребителя МиГ-41, называемого перспективным авиационным комплексом дальнего перехвата (ПАК ДА), будоражит умы специалистов и экспертов на Западе.
И неслучайно, ведь этот боевой самолёт не просто причисляют к пятому поколению, но из-за его высоты полёта в более чем 25 километров и скорости в 4,3 Маха (4500 км/ч), но и называют космическим истребителем. Если вспомнить, что его ещё действующий предшественник истребитель-перехватчик МиГ-31, получивший по кодификации НАТО название Foxhound — лисья гончая, видимо с учётом скоростных характеристик, то перспективный МиГ-41 можно назвать гончей за спутниками.
Как выглядит этот истребитель известно немногим, хотя ещё в июне 2019 года директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что облик перспективного самолёта будет сформирован до конца года. Можно лишь предположить, что некое внешнее сходство с МиГ-31 всё же будет присутствовать, однако речь идёт не о модернизации предшественника (она и так происходит), а о создании принципиально нового самолёта, который будет обладать, в том числе, качествами малозаметности. О необходимости появления такой воздушной машины ещё в 2014 году говорил лётчик-испытатель Анатолий Квочур, что может косвенно свидетельствовать о существовавших уже тогда реальных планов по её созданию.
Насколько известно, проект дальнего истребителя-перехватчика ПАК ДП, разрабатываемого на базе МиГ-31, ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году — вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России. Самолет планировалось разработать в рамках программы вооружений до 2020 года (сейчас сроки сдвинулись на 2025 год) и заменить им парк МиГ-31, которых сегодня на вооружении ВКС РФ 120 машин (75 модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2−3 года). При всех достоинствах «тридцать первого» срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.
— Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 1990-х под шифром «проект 701″, — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к „оборонке“» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500.
Если сделать небольшой экскурс в историю современных отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25 (по кодификации НАТО — Foxbat, Летучая лисица), который был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в боевых условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны (1971−1973 гг.). Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем временам скорости, во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.
Существует такая байка про скоростные возможности МиГ-25. Якобы молодой советский летчик, обнаружив на экране радара пущенную ему вслед ракету, от испуга нажал «на полный газ». Истребитель набрал такую скорость, что ушел от ракеты, но пилот от возросших перегрузок потерял сознание. В себя он пришел уже над Крымским полуостровом, где и совершил посадку на военном аэродроме «Бельбек». Обшивка истребителя оплавилась от скорости, но летных качеств он не потерял. К слову, доподлинно известно, что истребители ВВС Израиля F-4 «Фантом» в тот период четыре раза поднимались на перехват «Летучих лисиц» и совершали по ним ракетные пуски — ни одна из них не попала в цель.
Максимальная скорость МиГ-25 была заявлена в 2,83 Маха. Известно, что летчик-космонавт Светлана Савицкая на этом истребителе достигла скорости 2,7 тысяч километров в час. Скоростью, ограниченной правилами безопасности для всех типов МиГ-25, является М2.8, то есть 3 тысячи километров в час. Без подвесного вооружения, «съедающего» почти 15 процентов скорости, самолет, по мнению авиационных специалистов, способен и на 3,5 тысячи км/ч.
МиГ-31 по скоростным характеристикам может не сильно превосходит «двадцатьпятку», но этот истребитель настолько обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10−15 лет вряд ли в какой-либо стране мира появится нечто подобное.
Предназначение МиГ-31 — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире. Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания.
Не смотря на столь выдающиеся характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы (как уже упоминалось) специалисты ограничивают 2025−2028 годами. К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41.
Какой же должна стать в итоге новая русская «лисица» МиГ-41? Американское издание The National Interest в своём обзоре заочно причислило российский ПАК ДП уже к шестому поколению истребителей, указав его скорость в 4 — 4,3 Маха и отметив возможность действовать в ближнем космосе. Говорит издание и о наличии у этого самолёта стелс-технологий, которые придадут ему малозаметность, а также о том, что он будет оснащаться ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия. При этом эксперты отмечают, что проблематичным будет создание нового истребителя в беспилотном исполнении из-за отсутствия соответствующих технологий в этой области.
В принципе, всё правильно отмечают американцы, правда, в самой России перспективный МиГ-41 относят всё-таки к пятому поколению истребителей (вероятно, что как раз именно из-за отсутствия беспилотного варианта). Остальное соответствует. Скорость в 4 500 км/ч, радиус действия 700−1 500 километров, высота полёта — свыше 25 километров, а также ракета Р-37 и разрабатываемая Р-37М, которая будет гиперзвуковой с дальностью поражения целей до 300 километров. Прежним останется и предназначение этого семейства — истребитель дальнего перехвата.
Военное обозрение
В США оценили боевые качества советского истребителя МиГ-29
МИД РФ опроверг гибель российских пограничников в Армении
Трамп призвал молиться, чтобы США никогда не использовали свое новое оружие
Британских военных ошеломило количество российских подлодок в Атлантике
Все материалы по теме (2842)