О роли систем и средств радиоэлектронного противодействия в конфликте на Украине, равно о техническом и функциональном превосходстве российских подразделений РЭБ говорят охотно и много. Однако мы мало знаем о самостийных аналогах. И если поставки натовцев укровермахту в какой-то мере еще вызывают интерес у экспертного сообщества (потому что в большинстве своем являются опытными изделиями), то продукция Укроборонпрома остается в тени.
Несмотря на экономическую разруху, незалежная пока сохраняет интеллектуальные и производственные возможности для конструирования достаточно интересных образцов. Одна из таких — созданная киевской компанией Proximus система радиоэлектронного противодействия беспилотникам «Буковель-АД».
Ее ключевые задачи определены разработчиком так: обнаружение БПЛА на расстоянии до 100 км и эффективное подавление передачи данных операторам (диспетчерам) в радиусе до 20 километров. Производитель уверяет, что комплекс способен блокировать работу всех основных систем позиционирования: ГЛОНАСС, GPS, Beidou и Galileo. Примечательно, что «Буковель-АД» может устанавливаться не только на самоходные платформы, но и на стационарные штативы, а развертывание занимает не более двух минут.
Специалисты утверждают, что системы РЭБ не создаются просто так, их разрабатывают под «что-то конкретное». Как правило, под вооружение вероятного противника, точнее под его наиболее приоритетные виды — беспилотники, ракеты, авиацию или флот. А диапазон рабочих частот комплекса РЭБ — сродни объекту поклонения.
Годом принятия «Буковеля» на вооружение ВСУ стал 2016-й, когда главным и основным врагом бандерштата заокеанский хозяин назначил Российскую Федерацию. Основными на тот момент целями стали БПЛА семейства «Орлан».
Сама станция, несмотря на то что в ее состав включены три модуля (обнаружения цели, управления и генерации помех), достаточно компактна и легка. Именно благодаря скромным массогабаритным характеристикам «Буковель» получил возможность размещения на треноге. Это эффективное решение для обеспечения радиоэлектронного прикрытия пункта управления войсками или склада материальных средств в оперативной глубине, так как радиус действия составляет порядка 15 километров.
Однако особый интерес вызывает самоходная версия — «Буковель-АД», размещенный на автомобильном шасси повышенной проходимости. Изначально производителем использовался полноприводный внедорожник Mitsubishi L 200, который позже был заменен на менее капризный Ford F550 или созданный на его базе бронеавтомобиль СБА «Новатор».
Proximus проводит регулярные и последовательные мероприятия по модернизации комплекса РЭБ. За семь лет с момента принятия «Буковеля-АД» на вооружение ВСУ создано семь (!) модификаций. То есть войска ежегодно получают актуализированную и модернизированную версию. Отечественной оборонке такой оперативной связи между разработчиком и эксплуатантом можно бы и поучиться.
На момент начала СВО захисники евросолидарности имели в распоряжении порядка 50 «Буковелей». Понятно, что число незначительно, даже если предположить, что все они остались в строю.
И тем не менее… Главное преимущество этой системы РЭБ — высокая мобильность. В чем основная проблема комплексов радиоэлектронной борьбы? В отсутствии возможности маскировки в эфире. Ведь генерация сигнала и последующая передача его на определенное расстояние — суть функционирования любого из таких комплексов. Мало-мальски компетентная радиотехническая разведка легко обнаруживает эти импульсы, что в итоге оборачивается ответкой — авиационным, ракетным или артиллерийским ударом. Об эффективной бронезащите в данном случае говорить не приходится, а потому оптимальный маневр — смена места. Преимущество «Буковеля» — отсутствие необходимости в уборке растяжек, складывании антенн и других манипуляциях, предшествующих снятию с позиций.
Теперь — о технических и эксплуатационных характеристиках:
- количество каналов постановки помех, шт. — 8;
- мощность канала, Вт — 20 и более;
- заявленный ресурс (последней модификации) — 7 часов;
- диапазоны подавления, МГц — 390−470, 860−960, 1000−1300, 1210−1260, 1550−1620, 2300−2500, 3400−3600, 5000−6000.
Интерфейс максимально прост, основной функционал обеспечивается кнопочным управлением, язык, изначально русский, впоследствии был заменен английским. Почему не мова? С техническим украинским совладает не всякий лингвист.
Просто выглядит и отображаемая на мониторе информация. Порог обнаружения выстраивается на основании пиковых значений, выведенных с четырех каналов обнаружения, плюс указание сектора постановки помех, достаточно подробная карта, индикатор кругового обзора радиолокационной станции.
В качестве РЛС, способной эффективно работать с «Буковелем-АД», специалисты называют ELR 55303, созданную киевской компанией Kvertus Tecynology. Станция обладает скромными массогабаритными характеристиками (50 кг, 1200×500×750 мм) и успешно справляется с поиском и обнаружением маловысотных БПЛА на дистанциях до 30 километров. Функционирует от постоянного (24В) или переменного (220В) тока.
Резюмируем. Несмотря на все существующие сегодня в отношении Укроборонпрома предубеждения (часто обоснованные) самостийным инженерам удалось создать легкий, компактный, мобильный, быстро разворачиваемый комплекс радиоэлектронного противодействия. Как минус отметим низковатую мощность и, как следствие, узость сектора подавления. Тем не менее ВСУ получили достаточно эффективный комплекс РЭБ, способный функционировать в системе защиты передовой от БПЛА. Между прочим, его уже закупили Египет и Марокко.
Закономерный вопрос: почему ВС РФ не имеют такого комплекса. Притом, что наши РЛС, модули радиопомех, частотные обнаружители объективно лучше. Да, отсутствует шасси, а УАЗ сегодня не в состоянии обеспечить ВС «Патриотами». Но ведь на Ульяновском заводе свет клином не сошелся. К тому же у наших ближайших союзников такая станция есть — «Гроза-С». Очень мощная разработка, впрочем, как и все семейство белорусских «Гроз». Не можем сами, почему не обратиться к сябрам?