Вероятно, вы будете смеяться, но на дотла разоренной Украине снова забродили мечты вскоре стать если и не настоящей «владычей морей», то полновластной хозяйкой хотя бы двух из них — Черного и Азовского. А для этого, считают огромные военачальники в Киеве, следует отбросить прочь как зловредную господствовавшую здесь в последние годы идею строительства «москитного флота», как единственно возможного для павшей навзничь экономики. Нет, на днях решительно заявили там! Если уж и браться за восстановление морской мощи «незалежной», то начинать сразу с закладки на отечественных верфях или закупки за рубежом как минимум серьезных боевых кораблей класса «корвет». Иначе драться на морских просторах с Россией будет просто нечем. А подраться, видимо, сильно хочется!
Именно так, уверен, стоит воспринимать недавнее интервью главнокомандующего ВСУ — начальника Генерального штаба Вооруженных сила Украины генерал-полковника Руслана Хомчака местным журналистам. Среди прочего Хомчак ответил и на вопрос о том, входит ли строительство катерного «москитного флота» в его приоритеты? Резюме начальника украинского Генштаба оказалось таковым:
— Только не «москитный флот». Вообще нам нужно понять, по каким принципам мы развиваемся. Если мы идем по принципам НАТО, то там никто не делает технику, в которой точно должен погибнуть человек. Хотя они везде говорят, что ты должен любой ценой выполнить поставленную задачу, но все их усилия все равно направлены на то, чтобы ты при этом остался жив. Поэтому, если мы говорим о «москитном флоте», то мы говорим о катерах-камикадзе, которые имеют билет в один конец.
Далее генерала Хомчака понесло прямо-таки вскачь:
— Мне нужен корвет. Мне как можно скорее нужен современный корвет. А дальше вопрос не ко мне, а к политикам или экономистам. Мне все равно, где они мне достанут тот корвет. Но мне необходимы для флота четыре корвета. Это тот минимум, который сегодня нужен.
Почему все это удивительно? Да, собственно, потому, что разговорам про острейшую необходимость иметь в составе украинского флота крупные надводные боевые корабли примерно столько же лет, сколько самой «незалежной».
Напомню: сначала первые собственные корветы Киев собирался строить на основе отлично освоенного в советские годы украинскими корабелами «Альбатроса» — малого противолодочного корабля проекта 1124 М. Был разработан проект соответствующих преобразований такого корабля из противолодочного в ударный. Даже назвали его в соответствии с новой национально-героической мифологией — «Гайдук-21». Но одновременно Россия принялась за строительство своих новейших корветов проекта 22380 типа «Стерегущий» с противокорабельными крылатыми ракетами «Уран» на борту. Рядом с ними так и не родившиеся «Гайдуки» водоизмещением в 1200 тонн (на треть меньше, чем у «Стерегущего») каждый, смотрелись бы откровенно хило. Поэтому решено было задвинуть их в дальний ящик. А строить — «щоб не гірше, ніж у москалів».
Так Украина в терзаниях и муках родила проект «Владимира Великого» — головного ударного украинского корвета проекта 58250. Вышел он, как и велел Киев, в полтора раза крупнее, чем российский «Стерегущий». Соответствующим задумывался и набор вооружения «Владимира Великого». Его почти сплошь имелось в виду закупить в странах НАТО — французские противокорабельные крылатые ракеты Exocet с дальностью поражения целей до 180 километров, итальянскую 76,2-миллиметровую корабельную универсальную установку OTO Melara, швейцарскую 35-миллиметровую зенитную артустановку «Эрликон Миллениум», совместные франко-итальянские легкие противолодочные торпеды MU90/IMPACT. И далее — в том же духе.
Главный специалист боевого применения ракетно-артиллерийского оружия командования ВМС Украины той поры капитан 1 ранга с говорящей фамилией Махно, заранее бил в литавры: «К постройке планируется 10 кораблей. Тогда мы перекрываем Средиземное море, часть Индийского и Атлантического океанов. Мы обеспечим безопасность наших мужчин, которые ходят в море зарабатывать деньги. Наши инженеры взяли космические технологии из Днепропетровска и получили такую игрушку, которой нет ни у кого в мире. Русские будут строить корветы на основе нашего украинского проекта. Там, конечно, будет другое оружие и доработка»,
Головной украинский корвет был заложен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе в 2011 году. Однако стоимость строительства «Владимира Великого» с самого начала планировалась в четверть миллиарда евро. На него одного, как выяснилось, пришлось бы угрохать, как минимум, хотя бы один годовой бюджет Минобороны Украины того времени. Это все и погубило. Ассигнования на будущую красу и гордость Военно-Морских сил Украины у Киева иссякли практически сразу же. Для экономии бюджетных средств летом 2014 года стройку в первый раз остановили. Процент готовности корабля к тому времени составлял 43%.
В последовавшие годы энтузиазм Киева по поводу создания «Владимира Великого» то вспыхивал, то угасал. В итоге к августу 2016 года были изготовлены (но не состыкованы) семь секций корпуса и надстройка головного корвета. Общая готовность корабля к спуску — 32%.
С приходом к власти в Киеве президента Владимира Зеленского там стартовал новый тур надежд. Предложено было продать хоть кому-нибудь и хоть за сколько-то недостроенный в Николаеве со времен СССР бывший ракетный крейсер «Комсомолец», затем еще Советском Союзе переименованный в «Адмирала Лобова», собрат российских «Москвы», «Варяга» и «Маршала Устинова». Этот тот самый достроенный на 95% «Лобов», который после 1991 года был сначала с большими претензиями и надеждами местными адмиралами назван «Украиной». Но поскольку довести ракетный крейсер до ума у украинцев нет ни возможностей, ни смысла, а сам корабль только и делает все целых три десятилетия «незалежности», что дотла разоряет так и не достроивший его завод бесцельными тратами на поддержание крейсера на плаву, то его неоднократно пытались толкануть за границу хотя бы на металлолом. До сих пор ничего не вышло. Но если получится, внушают Зеленскому, то вот они — денежки на достройку многострадального «Владимира Великого».
Словом — налицо полная безнадега с украинскими корветами. Собственно, именно поэтому адмиралы ВМСУ лет десять назад и выдвинули идею: «Если с нормальным флотом у нас так ничего и не выходит — давайте построим хотя бы «москитный».
Иными словами — вместо непосильных Киеву корветов было предложено заняться строительством крупных серий самых разных боевых катеров. И уже с их помощью пытаться создавать хоть какие-то угрозы Черноморскому флоту России. Главным идеологом этой программы в Киеве стал бывший замначальника Генштаба ВСУ адмирал Игорь Кабаненко. Не сказать, чтобы остававшиеся в строю его коллеги с ходу приняли эту идею. Как итог — у Кабаненко возник острейший конфликт с тогдашним командующим ВМСУ вице-адмиралом Сергеем Гайдуком. Тот мыслил примерно так, как сегодня генерал-полковник Хомчак: «москитный флот» — для Украины пустая трата и без того скудных бюджетных денег. На фоне беспрерывного в последние годы укрепления позиций России на Черном и Азовском морях украинские катера обречены на гарантированное утопление уже на выходе из собственных баз. А то и — прямо у причалов.
Сам Гайдук еще в январе 2016 году пообещал все же «пробить» в своей столице достройку хотя бы «Владимира Великого». А чуть позже вообще пошел вразнос: «Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».
Все это уже тогда выглядело настолько фантастично не только в России, что в апреле 2016 года Гайдук слетел со своего поста и отправился окучивать дачные грядки. Адмирал Кабаненко торжествовал аппаратную победу. А идею создания на Украине именно «москитного флота» до нынешнего декабря никто не смел ставить под сомнение.
Впрочем, ничего кроме серии из шести почти игрушечных и малоприспособленных к войне на море речных бронекатеров проекта 58150 типа «Гюрза» и для «москитного флота» соседям построить пока так и не удалось. Разговоры о новейших ракетных катерах типа «Лань» под комплекс «Нептун» в последние пару лет совершенно заглохли. Во-первых, потому что корабельной версии этих ракет до сих пор нет и неизвестно когда они появятся. А во-вторых уже на этапе проектирования совершенно, похоже, разучившиеся работать украинские конструкторы будущий катер переутяжелили так, что местное Минобороны от «Лани» в ужасе отвернулось.
Но теперь, после выступления Хомчака, с которого мы начали этот разговор, ситуация в украинском кораблестроении снова, как представляется, перевернулась. ВМСУ решили свернуть работы над новыми «Гюрзами» и снова взяться за «Владимира Великого». По последним данным, только на реанимацию проекта 58250 Киеву теперь понадобится 1,5 миллиарда гривен (примерно 50 миллионов долларов). А чтобы хоть когда-нибудь спустить на воду злополучный корвет — еще 7,7 миллиарда гривен (250 миллионов «зеленых»).
Впрочем, адресованные киевским политикам и экономистам слова генерал-полковника Хомчака «мне все равно, где они мне достанут тот корвет», очевидно, можно толковать и так: хрен с ним, с «Владимиром Великим»! Давайте закупим хотя бы четыре корвета за рубежом". Тем более, в прессе появились сообщения, что Киев начал переговоры с Анкарой о продаже ему партии турецких кораблей такого класса типа «Ада». Надо думать — как раз четырех. Первые два из которых построят сами турки, в другую пару помогут довести до ума на украинских верфях.
Возможно такое? Если не про Украину — почему нет? Именно по такой же схеме Анкара (два плюс два) минувшим летом согласилась к 2025 году продать четыре «Ады» Пакистану. Чем хуже наши соседи?
Как минимум, одним — у пакистанцев есть деньги на пополнение флота современными и мощными боевыми кораблями, а у украинцев нет. Нет хоть на «Владимир Великий», хоть на «Аду». Ведь точная стоимость контракта с Пакистаном Турция не озвучивает, но эксперты считают, что речь идет как минимум о паре миллиардов долларов. От этаких деньжищ у Киева еще не темнеет в глазах? Ведь, скажем, на грядущий 2021 год на производство, закупку, модернизацию и ремонт вооружения и военной (специальной) техники украинской казне удалось выкроить всего чуть больше одного миллиарда долларов (39,726 млрд гривен). Не на одни только ВМСУ — на все воюющие за Донбасс Вооруженные силы страны!
Словом, запасайтесь покорном. Похоже, увлекательная военно-морская сага под названием «Корвет» в Киеве никогда не закончится. Или закончится вместе с надоевшей не только Москве крайне бестолковой «незалежностью».
Тем временем
То, что Киев рассчитывает в ближайшие годы неизвестным образом обзавестись именно четырьмя ракетными корветами, на этой неделе подтвердил и заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк. В интервью киевскому изданию Defense Express он, в частности, заявил: «По сотрудничеству с Турцией, то после подписания меморандума работа продолжается. Надеюсь, что это направление будет развиваться и это позволит поднять украинскую судостроительную отрасль с колен. Потому что в планах командования ВМС — иметь четыре корвета в составе украинского флота. И если произойдет передача технологий и их производство на украинских верфях, то думаю, что это будет очень хорошо».
Насчет дальнейших перспектив «Владимира Великого» Миронюк высказался так: «Мы сейчас работаем над этим вопросом. Если мы за девять месяцев сдвинулись в вопросе достройки и ввода в строй кораблей, производство которых было заблокировано в течение 2018−2019 годов, то и этот сложный вопрос также будет решен».
В качестве свежего примера нарастающих успехов украинского судостроения он привел только что построенный и вышедший на ходовые испытания в Черное море средний разведывательный корабль «Лагуна». Базой для «Лагуны» послужил корпус рыболовного траулера проекта 502ЭМ «Эгет», долго ржавевший на киевском заводе ПАО «Кузница на Рыбальской» (бывшая советская «Ленинская кузница»).
Военное обозрение
Минобороны испытает новые вертолеты в Приэльбрусье
Скончался последний министр обороны СССР Шапошников
СМИ: Россия занимает второе место в мире по количеству самолетов и вертолетов в ВВС
Новейший авианосец Британии сломался из-за воды
Все материалы по теме (2918)