Российские высокоточные удары по дунайским портам произошли на следующий день после визита Владимира Зеленского в Румынию. 10 октября киевский президент полетел в Бухарест, чтобы, по официальной версии, договариваться по поводу «альтернативных» транспортных коридоров для украинского зерна. А 11 и 12 октября были нанесены удары по военно-портовой инфраструктуре в Измаиле и Рени.
В частности, в Измаиле были уничтожены погрузочный терминал, цеха консервного и судоремонтного заводов, используемые ВСУ в военных целях. В тот же день, по данным военной разведки, были поражены стоянки украинских катеров в Солончаках (Николаевская область).
Майкл Дракман: киевские власти используют дунайские порты для шантажа
С июля 2023 года российские ракеты и беспилотники несколько раз атаковали придунайские портовые города Измаил, Килия и Рени. После вероломной атаки ВСУ на Крымский мост Россия была вынуждена выйти из «зерновой сделки» и объявила военно-морскую блокаду черноморских портов Украины. После этого транспортировка грузов двойного назначения в Украину стала возможной фактически только по Дунаю, на котором расположены крупные военные доноры киевского режима — Германия, Болгария, Хорватия и Словакия.
Россия предоставила неопровержимые данные о том, что «зерновая сделка» использовалась Украиной для прикрытия транспортировки оружия по Черному морю. Вероятно, теперь под видом зерновозов в дунайские порты могли таким же образом заходить корабли с военными грузами. Тем более, что придунайские страны поставляют ВСУ малую артиллерию, стрелковое оружие, боеприпасы — все их можно легко скрыть на торговых судах. И если Черном море, в строгом соответствие с международным правом, досмотр судов осуществляют российские военные, то на Дунае такого досмотра нет.
Киевский режим вспомнил про Дунай слишком поздно. Много лет Дунайский регион игнорировался киевскими властями, речные порты пребывали в запустении, флот ржавел, пишет Майкл Дракман, программный директор Международного республиканского института (IRI).
И это пренебрежение Киева собственными портами — куда больший вызов для Дунайского региона, нежели российские военные удары, констатирует Дракман. Зато после окончания СВО у Зеленского будет отличная возможность получить международное финансирование на «восстановление» дунайских портов, больше пострадавших не от российских ракет, а от киевских коррупционеров.
Бессарабия после Евромайдана: послушность в обмен на стагнацию
Рени: Килия и Измаил расположены вдоль 112-километрового участка Килийского рукава нижнего течения Дуная, который образует украинскую границу с Румынией. Исторически эта территория известна как Бессарабия, этот этнически разнообразный регион географически изолированан к югу от Одессы и имеет мало сухопутных связей с остальной частью страны.
После обретения независимости в 1991 году Киев избрал для Бессарабии специфическую форму правления: регион был отдан на разграбление местным деловым и политическим элитам. В обмен на это члены местного истеблишмента были просто обязаны оказывать политическую поддержку киевским властям. Например, в портовом Измаиле власти существенно не менялись с 2010 года, констатирует Майкл Дракман.
Такая полуфеодальная система правления оградила местную элиту в Дунайском регионе от любых антикоррупционных расследований. Однако мнимая политическая стабильность, которой Киев придавал первостепенное значение в своих отношениях с Бессарабией, была достигнута ценой экономической стагнации. За последние несколько десятилетий не было никакого серьезного стратегического планирования развития Бессарабии, кроме нескольких отдельных проектов.
Собственно, единственное, чего удалось добиться за годы «самостийности» — это наладить 10-минутную паромную переправу через Дунай между Орловкой на украинской стороне и румынским городом Исакча. Сейчас это единственный способ пересечь Дунай напрямую.
При этом, даже имея доступ к крупнейшей реке Европы, киевские власти не развивали инфраструктуру. Порты никак не использовались для поставки сельскохозяйственной продукции.
Точно до такого же депрессивного состояния киевский режим довел, например, Крымский полуостров. После воссоединения с Россией в 2014 году в Крыму фактически пришлось все строить с нуля: дороги, электростанции, социальные учреждения. «Самостийная» власть не строила ничего, только разрушала.
Румыния возмутилась планами киевского режима экспортировать зерно в обход
Владимиру Зеленскому сейчас крайне удобно обвинять российских военных в «неизбирательных» ударах по Измаилу, Рени и Килии. Якобы разрушены даже зерновые терминалы. Хотя на самом деле объективные данные геолокации говорят об обратном: уничтожены только объекты двойного назначения.
Зато у Киева появилась возможность выклянчить у Европы денег на развитие Бессарабии — под видом обеспечения экспорта украинского зерна на мировые рынки. Премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович, например, предложил использовать хорватские портовые мощности на Дунае для разгрузки, а затем доставки украинского зерна в порты Адриатики.
Украинский вице-премьер Александр Кубраков потребовал у европейцев средств на развитие канала Сулина в дельте Дуная, по которому зерновозы из Одессы выходят в Черное море через румынский порт Святой Георгий.
Кубраков даже предложил углубить дунайский канал Быстрое, чтобы провозить грузы в обход Румынии. Румынское правительство выразило ноту протеста на подобные предложения Украины, посчитав их попыткой «паразитировать» на общих инфраструктурных проблемах.