Заокеанская судостроительная компания VT Halter Marine (штаб-квартира в Паскагуле, штат Миссисипи) приступает к предпроектным исследованиям по программе новых противолодочных кораблей-разведчиков. Согласно опубликованному пресс-релизу этого оборонного подрядчика: «Военно-Морской Флот США заключил контракт с VT Halter Marine на сумму 981 000 долларов. Эти деньги пойдут на разработку ТЗ для серии судов нового класса T-AGOS, которая в конечном итоге заменит существующий флот из четырех T-AGOS 19 и одного T-AGOS 23».
Верфь VT Halter Marine обещает построить первый «супер-пупер» корабль уже в 2025 году. Его пафосно назвали «убийцей русских и китайских подлодок». В этой связи вашингтонское издание The Diplomat, специализирующее на Азиатско-Тихоокеанском регионе, напомнило в своем военном обозрении об опасном американо-китайском противостоянии в 2009 году, когда противолодочный корабль USNS Impeccable серии T-AGOS 23 демонстративно преследовал китайскую подлодку в Южно-Китайском море. Новость явно дана в угрожающем ключе: мол, если старье на такое способно, что тогда ожидать от новинки.
Тот инцидент произошел в зоне, которую Пекин в соответствии с морским правом считает своими территориальными водами. Но Вашингтон нарушил заявленные границы Поднебесной, которые оспариваются также другими странами региона.
На перехват USNS Impeccable были направлены корабли и самолеты ВМС КНР. По сообщению американских СМИ, во время недружественной встречи, китайские моряки показывали американским «коллегам» неприличные жесты и оголенную нижнюю часть тела. Это, судя по реакции экипажа противолодочного корабля, подействовало, во всяком случае, нарушитель морской границы вернулся в международные воды.
Повторимся, речь идет об американской версии событий, тогда как китайцы сообщили о многодневном нарушении USNS Impeccable морских границ Поднебесной. Возможно, в 2009 году подлодка ВМС КНР и впрямь угодила в гидроакустический капкан USNS Impeccable, но это скорее случайность, чем закономерность. Вообще-то, янки могли перехватить китайцев, так как десять лет назад субмарины из Поднебесной «славились» шумностью.
Теперь же, по информации из американских источников, такой показатель китайских подлодок как SL — уровень шума на расстоянии одного метра от корпуса — соответствует современным требованиям.
Тема «большого среднего пальца» и «шумности китайских субмарин» еще долго муссировалась на американских интернет-форумах, разделив тамошних диванных экспертов на два лагеря. Первые поддержали «благородных» моряков USNS Impeccable, вторые — большинство — требовали симметричного ответа. То есть такого же неприличного жеста. Мол, нельзя было просто выполнять унизительные требования ВМС КНР.
Можно сколько угодно иронизировать на эту тему, но факт остается фактом: противолодочные корабли серии T-AGOS 19 и T-AGOS 23 считаются наиболее опасными для русских и китайских подлодок.
Известно, что USNS Impeccable, сданный в эксплуатацию еще в 2001 году, являет собой катамаран типа SWATH, что позволяет предотвращать качку судна в тяжелых морских условиях и дает дополнительное палубное пространство для хранения мощного акустического оборудования.
Но самое главное, несмотря на большой корпус (его длина равна 85 метров), он необыкновенно тихий — очень важное качество для противолодочных кораблей. Как пишет хорошо осведомленный военный портал Global Security в своем военном обозрении, T-AGOS 23 «был специально разработан для развертывания двух подводных подслушивающих устройств, называемых системой слежения с буксируемой антенной решеткой (SURTASS)».
Реальные характеристики SURTASS, само собой, тщательно скрываются, тем не менее USNS Impeccable хорошо себя зарекомендовал в океанографических экспедициях и гидрографических изысканиях, в которых применяется активная гидролокация. Карты морского дна, полученные с помощью акустических систем этого типа корабля, имеют высокое разрешение. Логично предположить, что на экранах T-AGOS 19 и T-AGOS 23 можно увидеть и корпуса даже неподвижных подлодок.
Из публичной информации известно, что решетка наблюдения SURTASS была разработана в начале 1980-х годов для мобильного обнаружения советских подлодок вблизи звездно-полосатых военно-морских баз. Тем не менее, американские адмиралы регулярно жаловались и продолжают жаловаться на незаметность наших субмарин.
Поскольку активная радиолокация напоминает самые настоящие подводные громкоговорители, наши подводники просто меняли курс, услышав их еще до появления отчетливой картинки у американцев. Mats Österholm, бывший офицер гидролокатора шведской оперативной группы ASW, знакомый с акустикой кораблей T-AGOS 19 и T-AGOS 23, отмечает, что русская подводная лодка может обнаружить натовский противолодочный корабль на расстоянии, в 4−5 раз превышающем расстояние, на котором тот способен «услышать» субмарину. Причем, в прибрежной зоне эффективность SURTASS сильно падает.
«Идеальные условия для обнаружения русской подлодки — это абсолютно ровное морское дно без каких-либо изменений рельефа, без слоев различной солености воды, без морской флоры и фауны, а также без судов или лодок на расстоянии 100−200 миль» — отмечает Mats Österholm.
С ним согласен другой натовский вояка Джон Джонс, оператор гидролокаторной службы ВМС США. Он подчеркивает, что пассивные гидролокаторы, хоть русские, хоть американские, эффективны только на близком расстоянии, и то, если повезет. Приведем его мнение, основанное на профессиональном опыте: «Если тактическая обстановка океана не будет в вашу пользу, то русская субмарина может проплыть под самым дном противолодочного корабля без ущерба для себя. Конечно, использование активного гидролокатора даст больше шансов, но он также мгновенно выдаст собственную позицию».
В целом вывод офицеров ВМС США можно свести к фразе: «Убийца русских подлодок» — это голливудские кинофантазии". Сейчас наши субмарины настолько тихи, что в ряде районов их заглушает даже сейсмический шум или буровые платформы, работающие в сотнях милях от зоны поиска.
В целом, природные и промышленные децибелы выступают как своеобразные щиты, за которыми ничего не «видно». Конечно, новые «интеллектуальные» гидролокаторы будут лучше прежних, но не принципиально.
Именно поэтому сейчас американцы много работают над технологией «нюхач», улавливающей даже мизерные дозы специфичных выхлопных газов российских дизель-электрических субмарин во время перезарядки аккумуляторов. Вероятно, на новых кораблях T-AGOS будут устанавливать весь комплекс приборов, включая сверхчувствительные газоанализаторы.
В этой связи Джон Джонс дает совет нашим морякам: «Ребята, переходите на воздухонезависимые энергетические установки. И чем быстрее, тем лучше». Но пока в этом вопросе России похвастаться нечем, кроме бесконечных обещаний удивить мир «анаэробными установками, каких ни у кого нет».
Военное обозрение
В Польше отметили качества российского «Спрута»
Польша отказалась размещать американские истребители вблизи России
В США назвали безрассудством иранские учения с макетом американского авианосца
«Панцирь-С» сможет поражать цели без участия оператора
Все материалы по теме (2608)