ВВС США взмоют в небо на «орлах» с помойки — Свободная Пресса

258

ВВС США взмоют в небо на «орлах» с помойки - Свободная Пресса

Сделав ставку на истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире, ВВС США заметно ослабились из-за отсутствия других типов самолётов. Да и дорогие в обслуживании «молнии» большей частью простаивают на земле. «ВВС США нуждаются в срочной и полномасштабной модернизации, чтобы быть готовыми к гипотетическим конфликтам с Россией и Китаем», — к такому выводу пришли исследовательская компания Mitre Corp. и Центр стратегических и бюджетных оценок США (CSBA). И хотя развитие военно-воздушных сил по плану «Американские ВВС: вызов будущему» ведется с 2013 года, выяснилось, что боевых самолетов Штатам не хватает — бомбардировщиков, истребителей, разведчиков, а еще и самолетов-заправщиков.

Сейчас, как отмечают некоторые американские издания (The National Interest и пр.), Соединенные Штаты, будто вспомнив русскую поговорку «Старый конь борозды не испортит», проводят глубокую модернизацию своих истребителей F-22 Raptor («Хищник») и F-15 ЕХ Eagle («Орёл). Ну, не на помойку же выбрасывать этих «хищников», которых было произведено с 1997 по 2011 год 187 серийных образцов (сколько сейчас стоит на вооружении неизвестно) и «орлов» — их наклепали в количестве 1500 штук, из которых около 430 самолётов в разных модификациях стоят на вооружении ВВС США. К слову, F-22 на экспорт никогда не поставлялся по решению конгресса, однако, как стало известно, в ноябре 2020 года была одобрена продажа Израилю около 50 таких истребителей на сумму в 10,4 миллиарда долларов.

ВВС США проводят модернизацию истребителей F-22 с целью увеличения срока их службы до 8000 часов. В ходе восстановительных работ этих самолётов специалисты компаний Lockheed Martin и Boeing проведут установку новых систем, а также поработают над увеличением выносливости планера воздушной машины и её стелс-покрытия. Модернизация проводится на авиационной базе Хилл в штате Юта. Также известно, что F-22 Raptor получили новые системы управления полётом, а также оснащаются модернизированными ракетами «воздух-воздух» AIM-9X и AIM-120D (последняя обладает дальностью поражения до 180 километров).

Сейчас, как стало известно, в США успешно испытали и прототип глубоко модернизированного истребителя F-15 ЕХ Eagle. Последняя такая модель поступала на вооружение в 2001 году, теперь в «старичка» намерены вдохнуть вторую жизнь. Предполагается, что в конце марта ВВС Соединенных Штатов получат две машины такого типа для дальнейших испытаний в войсках, а серийные поставки начнутся с 2023 года. Всего Пентагон намерен заказать около 200 истребителей F-15 ЕХ до 2030 года. Ранее предполагалось, что «орлы» дотянут лишь до 2025 года и уйдут под списание. Теперь практически половина из них получит обновление в виде двухместного истребителя-бомбардировщика в виде дальнейшего развития F-15E Strike Eagle.

В модернизированном «Орле» реализованы последние достижения в области систем боевого управления, сенсоров, вооружений, бортовой электроники. По сути, это будет совершенно новый самолёт, заметно отличающийся от предыдущих версий F-15. Его предназначение — завоевание господства в воздухе и нанесение ударов по наземным целям. Для этого на истребитель установят новые двигатели GE F110, обеспечивающие высокие лётные характеристики с повышенной полётной нагрузкой. Увеличится и грузоподъёмность — с 10,4 до 13,4 тонны. Предполагается, что F-15ЕХ будет оснащён 22 управляемыми ракетами «воздух-воздух» или трёхтонными гиперзвуковыми ракетами. Известно, что в США сейчас разрабатывают три гиперзвуковые ракеты воздушного базирования по проектам Tactical Boost Glide (TBG), Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) и Air-launched Rapid Response Weapon (ARRW). Впрочем, их производство ожидается не ранее 2024−2025 года. Получит F-15ЕХ и мощную систему радиоэлектронной борьбы, усовершенствованную кабину пилотов, радиолокационную станцию серии Raytheon AN/APG с активной фазированной решеткой.

Планируют Соединенные штаты и разработку нового истребителя для замены F-16. Об этом недавно заявил начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун в интервью изданию Defense News. Пока это лишь планы и исследование для определения предпочтительного сочетания истребителя и других тактических самолётов. Интересен тот факт, что новый самолёт не замахивается на пятое поколение, а будет поколения «четыре с половиной», вероятно, чтобы не повторить не лучший опыт с F-35, который до сих пор дорабатывается. Можно предположить, что это будет всё-тот же F-16, но с применением интеграции всех существующих новых технологий и использования наработок, применяемых в производстве F-35.

В принципе, сейчас США идут по тому же пути, что и Россия, которая модернизации своих истребителей, превращая их в новые самолёты, уделяет большое внимание. Это гораздо дешевле, быстрее и эффективнее, чем создать самолёт, как говорится, «с ноля», что показал опыт российского истребителя пятого поколения Су-57, который в войсках пока представлен в единственном экземпляре. Но здесь нет повода для особого беспокойства — отсутствие Су-57 с успехом заменяют другие самолёты. «Королями неба», несомненно, можно назвать многоцелевые сверхманёвренные истребители с управляемым вектором тяги Су-35, который относится к поколению 4++. Являясь продолжением истребителя Су-27, это совершенно новый самолёт, разработанный в ОКБ Сухого в 2008 году. Первые 48 из стоящих сейчас на вооружении 90 таких воздушных машин были поставлены в 2015 году, вторая партия гособоронзаказа была выполнена до ноября 2019 года. Сейчас Минобороны планирует заключить новый контракт на предположительно 50 единиц.

Предшественник Су-35С — советско-российский многоцелевой сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-В -«Фланкер-Б»), который эксплуатируется с 1985 года, по прежнему в строю. Таких самолётов, в разных модификациях, в ВКС РФ насчитывается более ста. Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания предполагается, что часть из них будет выведена из эксплуатации уже в ближайшее время. В строю останутся модернизированные Су-27СМ3 (24 ед.) и, скорее всего, Су-27СМ (47 ед.).

Хорошо зарекомендовал себя и советско-российский многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) Су-30 (Flanker-C) в модификациях СМ и М2 — их 91 и 20 соответственно. Однако и этому самолёту, который эксплуатируется с 1992 года и продолжает выпускаться сейчас, требуется масштабная глубокая модернизация по пути его унификации с Су-35С.

Доживает свой век советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum — «Точка опоры»). Таких на вооружении 120 машин, однако, не все из них боеспособны. Этого «ветерана» уже начали менять на его преемника — российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ (его характеристики максимально приближены к пятому поколению) МиГ-35. Вторую молодость намерены дать и советско-российскому сверхзвуковому высотному всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия МиГ-31 (Foxhound — «Лисья гончая»). Началом его эксплуатации стал 1981 год и это был первый советский истребитель четвёртого поколения. Из действующих — 80 самолётов МиГ-31БМ и 10 МиГ-31К. Потребность в этих самолётах сейчас столь велика, что Минобороны планирует модернизировать не менее 150 единиц до уровня БМ до 2023 года. Известно, что на хранении находится 160 МиГ-31, которые после обновления ещё способны вернуться в строй.

Военное обозрение

Названа причина, по которой стратегические бомбардировщики красят в белый цвет

Черноморский флот усилили арктическим ракетовозом-спасателем

Российские Су-27 перехватили самолеты ВВС Франции над Черным морем

Спецназ российской армии вооружат способными сбивать БПЛА модулями

Все материалы по теме (3067)