Все дело в воздухозаборнике: Что ждет русский истребитель Checkmate — успех или провал? — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

108

Все дело в воздухозаборнике: Что ждет русский истребитель Checkmate — успех или провал? - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Без преувеличения, самая главная новость, обсуждаемая сейчас в международном авиационном сообществе, — это российский истребитель легкого и среднего веса, получивший у журналисткой братии условное название Checkmate. Речь идет о новинке, которую презентуют на авиасалоне МАКС-21.

Все началось с того, что 11 июля на официальном twitter- аккаунте «United Aircraft Corporation (Объединенной авиастроительной корпорации)» был размещен интригующий тизер. Загадочная надпись «Все проще, чем кажется… #МАКС2021# checkmate (шах и мат)» сопровождалась фотомонтажом лужайки с летающей шахматной ладьей и надписью на английском «Ребята, все проще, чем вы думаете».

Далее на фото, опубликованном 16 июля в аккаунте Facebook «Ростеха», был показан самолет, чем-то напоминающий F-35, «сексуально» прикрытый черным защитным чехлом. Пост сопровождается надписью «Wanna see me naked?», что переводится, как «Хочешь увидеть меня голой?»

И вот наконец-то появилась возможность рассмотреть новинку МАКС-21 «голой» и получить более-менее точное представление об истребителе Checkmate. Снимки «без одежды» моментально стали вирусными. Сразу бросается в глаза один угловой воздухозаборник, расположенный под носовой частью фюзеляжа. Его еще называют «подбородочным» воздухозаборником. Эксперты хором заявили, что речь, скорей всего, идет о бесступенчатом сверхзвуковом входе (Diverterless supersonic inlet, или DSI).

Кто не в курсе: китайский и американские пятипоколенники Chengdu J-20, F-22 и F-35 вместо регулируемых воздухозаборников, как, например, у истребителей четвертого поколения, используют бесступенчатые сверхзвуковые входы фиксированной формы — те самые системы-DSI. Дело в том, что газотурбинные двигатели не справляются со сверхзвуковым потоком воздуха. Его и замедляют, чтобы лопасти не разрушались.

В научной литературе сказано, что при бесступенчатом сверхзвуковом входе не удастся достичь скорости более 2 MAXA, тогда как регулируемые воздухозаборники обеспечивают реальный сверхзвук. В целом DSI хоть и снижает скорость истребителя практически до звуковой (если не считать форсаж), но делает его малозаметным и вроде бы менее уязвимым для ракет-перехватчиков.

Во время 2-й Мировой и вплоть до конца 20 века боевые летчики говорили, что «маневренность и скорость — это жизнь». Но сейчас во многих странах мира считается, что невидимость, или по крайне мере малозаметность намного важнее. Так ли на самом деле, судить сложно, но янки со своими F-22 и F-35 смогли эффективно пропиарить этот тезис и очень хорошо на нем заработать.

На Западе популярна точка зрения, что DSI был украден китайцами для J-20 у F22. На самом деле авиаконструкторы из КНР использовали бесступенчатые сверхзвуковые входы еще до появления истребителей 5-го поколения. Примером такого подхода является истребитель-бомбардировщик совместной китайско-пакистанской разработки Chengdu FC-1 Xiaolong в китайской версии или JF-17 Thunder — пакистанской.

Что самое забавное: FC-1, он же JF-17 — это модернизация нашего старенького МиГ-21. Но упор на DSI делался не для того, чтобы добиться невидимости, а потому что такая конструкция воздухозаборника проще в проектировании, дешевле в изготовлении и надежнее в эксплуатации — в отличие от регулируемых воздухозаборников, которые еще называют «серпантиновыми».

Так уж сложилось, что российские инженерные школы сосредоточились на скорости и маневренности, а американские — на стелс-технологиях. Тем не менее, любой заокеанский авиаинженер подтвердит, что «серпантиновые» воздухозаборники можно считать эталоном сложности по сравнению с DSI.

На вопрос, почему на Су-57 («Felon» по кодификации НАТО, что переводится как «бандит» или «преступник») не установили DSI-воздухозаборники, многие эксперты, в том числе западные, отвечают — «правильно сделали». Так, аналитик Робин Спаркес предполагает, что суховцы, скорее всего, адаптировали свои воздухозаборники настолько, что смогли достичь малозаметности ненамного худшей, чем у F-35, но сохранили маневренность Су-35. Впрочем, за это, возможно, пришлось заплатить проблемами с надежностью и очень дорогой эксплуатацией. Оно и понятно: все, что сложнее, ломается чаще, чем то, что проще.

Отметим, что только Соединенные Штаты обладают реальным опытом в области стелс-технологий. Америка потратила триллионы долларов в погоне за малозаметностью, правда, с не совсем понятным потенциалом. «Появление Су-57, наряду с китайским J-20 — это запоздалое прибытие России на вечеринку пятипоколенников, — пишет Спаркес, — тем не менее, кроме США, России и Китая ни одна другая страна и близко не подошла к разработке самолетов-невидимок».

Правда, хваленая в свое время первая американская невидимка F-117 была снята с производства не без помощи югославского полковника Джордже Аничича, сбившего чудо-техники в 1999 году. А выпуск F-22 был преждевременно остановлен, да и F-35 в настоящее время страдает от бесчисленных технических проблем.

Тем не менее, на МАКС-21 был представлен истребитель Checkmate, очень даже похожий на F-35, значит, с использованием технологий, ориентированных на заокеанскую инженерную школу. Но как раз там, где у нас нет никаких преимуществ. Забавно слышать о якобы стелс-марафоне наперегонки с американцами, если янки на малозаметность потратили сотни миллиардов долларов, а мы по меркам конкурентов — копейки. Как бы ни были талантливы наши конструкторы и физики с химиками, движение вперед всегда и везде базируется на пробах и ошибках.

Да, что-то достигнуто, но, в любом случае, следует говорить об игре на чужом поле. Конечно, не хочется ошибаться, но велика вероятность, что ажиотаж вокруг Checkmate быстро сойдет на нет. Сейчас наши радужные ожидания и, напротив, натовские страхи строятся на том, что новый истребитель не только окажется невидимкой, или почти невидимым, но и высоко маневренной и невероятно скоростной машиной — как и положено военным самолетам «Сухого».

«Свободная пресса» уже писала, что Checkmate возьмет самое лучшее от Су-57 и легко может претендовать на его лайт-вариант.

И в самом деле, у новинки, как видно на «обнаженном» снимке, есть откидывающийся пузырьковый купол, как у «Felon». Также установлены основные датчики, в том числе инфракрасного поиска. Но с другой стороны, новый самолет имеет пару хвостовых оперений, развернутых под углом, вместо традиционного вертикального и горизонтального расположения стабилизаторов. Очевидно, что такая конфигурация может обеспечить уменьшенную радиолокационную сигнатуру и даже достойную маневренность… если бы не воздухозаборники DSI.

Впрочем, это только догадки самых разных экспертов. Правы они или нет, скоро выяснится. Как бы там ни было, но медийщиков РОСТЕХа можно поздравить с великолепной пиар-кампанией, а там, глядишь, и впрямь появятся покупатели русского Checkmate.

Военное обозрение

Военный убил прохожего в Смоленской области

Пилот штурмовика был сбит, но смог сбежать от боевиков

США построят в Британии базу слежения за Россией и Китаем в космосе

США напуганы темпами создания гиперзвукового оружия в России

Все материалы по теме (3439)