Воздушный бой: Су-27, Су-30 против F-16 и F-15 — чья возьмет — Свободная Пресса

150

На фото: российский истребитель Су-27

Американский журнал широкого профиля The National Interest в статье «Надо ли НАТО бояться российских истребителей Су-27 и Су-30?» призывает соотечественников обратить особое внимание на старые российские самолеты тактической авиации. Ошибочно считать, пишет военный обозреватель Чарли Гао, что российские ВВС представляют для американских пилотов опасность, прежде всего, за счет использования в предстоящих воздушных сражениях новых российских многоцелевых истребителей Су-35С. Их не столь и много по данным Международного института стратегических исследований IISS — 90 машин против 220 «Фланкеров», как называют в НАТО истребитель Су-27.

Однако ошибочно считать и то, что все эти две с лишним сотни «Фланкеров» — устаревшие самолеты, запущенные в серийное производство в 1985 году. Нет, таковы лишь Су-27 без индекса. Однако в ближнем бою, обладая уникальной маневренностью, они тоже представляют очень серьезную угрозу для пилотов наиболее массовых американских истребителей F-15 и F-16.

Но у них есть очень серьезные недостатки, которые не позволяют этим самолетам, являющимся базовой модификацией линейки, всерьез запугать асов ВВС США. Прежде всего — очень слабый радар старого типа, оснащенный антенной Кассегрена, то есть «тарелкой», которая механически поворачивается при сканировании пространства впереди самолета. Его максимальная дальность обнаружения не превышает 80−100 км при встречном курсе и 30−40 км при догонном.

И еще один неприятный для «Фланкера» момент — использование такой модификации ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27, которая требует радионаведения на цель. То есть пилот Су-27, выпустив эту ракету, должен постоянно подсвечивать цель лучом РЛС. Правда, более известны ракеты Р-27 с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения. И они достаточно эффективны, хотя бы потому, что используются в Су-35С.

Но конструкторы ОКБ Сухого изрядно потрудились над модернизацией базовой версии «Фланкера», чтобы самолет не отставал от быстротекущего потока времени. В результате были получены вполне современные модификации Су-27СМ и Су-27СМ3, которые поступили на вооружение ВВС в середине нулевых годов.

Громадный шаг вперед был сделан по части системы управления вооружением. Появилась новая РЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МФ», выполняющая сканирование практически мгновенно — при помощи электронного отклонения луча. Дальность обнаружения цели типа истребитель поколения 4+ с пониженной заметностью (не самолет-«невидимка»!) — 140 км. Одновременно сопровождается до 20 целей.

Появилась нашлемная индикация целеуказания, а также важнейшей тактической информации. В современных истребителях это не такая уж и большая редкость, но у истребителя пятого поколения F-22 Raptor, как ни странно, такой индикации нет.

В схему управления вооружения введена оптико-локационная система (ОЛС), которая позволяет обнаруживать воздушные цели без включения РЛС. Тем самым повышается скрытность действий самолета, поскольку ОЛС работает в пассивном режиме, ничего не излучая.

И еще один важный момент. Изначально Су-27 создавался как чистый истребитель, то есть для завоевания господство в воздухе. Но его последние модификации относятся уже к другому типу самолета — к многоцелевому истребителю. То есть он в равной мере способен и сражаться с истребителями противника, и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям.

В роли ударного самолета он получил 3 ракеты «воздух-поверхность» — Х-29, Х-31, Х-59, а также корректируемые авиабомбы. Количество подвесок увеличилось с 10 до 12, а ракетно-бомбовая нагрузка — с 6 тонн до 9 тонн. Был установлен новый двигатель АЛ-31Ф-М1 с форсажной тягой, равной 13500 кгс. Что повысило тяговооруженность самолета. Еще одно приращение было получено по дальности полета — до 3500 км.

Необходимо сказать, что рост боевых качеств от модификации к модификации — это не какая-то уникальная стратегия ОКБ Сухого. В США также умеют делать из совсем, можно сказать, древних самолетов вполне современные машины. Именно такова судьба легкого истребителя General Dynamics F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»), который в 1977 году был запущен компанией GD в серийное производство. С тех пор количество построенных самолетов приблизилось к отметке в 5 тысяч.

Конечно, в каких-то «бережливых» странах эксплуатируются одни из первых модификаций этого самолета. И вряд ли они могут представлять значительную ценность в воздушных сражениях. Но современные модификации этого самолета участвуют во всех серьезных воздушных столкновениях.

Конечно, летные характеристики «Боевого сокола» не сильно возросли за 40 с лишнем лет. Однако авионика претерпела существенные изменения. Дело дошло до того, что на истребителе четвертого поколения установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-80, что является одним из признаков соответствия БРЭО требованиям, предъявляемым к аппаратуре истребителей пятого поколения.

На F-16E/F Block 60 Desert Falcon практически все системы, включая РЛС, обновлены. Новый комплекс самообороны обладает повышенной помехоустойчивостью, в комплексе радиоэлектронной борьбы используются новые алгоритмы, возросла защищенность канала передачи речевых сообщений и цифровых данных. При этом все последние модификации ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» в обязательном порядке интегрируются в систему вооружения F-16.

Так что встреча в небе в условиях боя «новых» Су-27 и F-16 будет нелегкой для обоих истребителей. И мы, как и NI, можем сказать, что «старинный» американский самолет является достаточно грозным оружием. И сказать это необходимо, поскольку F-16 — самый массовый самолет тактической авиации США.

Чарли Гао в своей публикации рассказывает и о том, насколько усилила модернизация боевые качества многоцелевого истребителя Су-30. Этот самолет создан на базе Су-27, в нем многое использовано от прототипа. Причем он не столь уж и стар — его эксплуатация в ВВС России началась в 1992 году.

Особенность этого истребителя состоит в том, что он активно продается за границу, при этом для крупных заказчиков делаются «национальные» модификации: Су-30МКА — для Алжира, Су-30МКИ — для Индии, Су-30МКМ — для Малайзии, Су-30МКК — для Китая, Су-30МК2В — для Вьетнама, Су-30МК2V — для Венесуэлы.

Самый продвинутый — Су-30СМ — сверхманевренный многоцелевой двухместный истребитель с управляемым вектором тяги. По летным характеристикам и по составу бортового радиоэлектронного оборудования этот самолет несколько превосходит «верхнюю» модификацию Су-27 — Су-27СМ3.

Однако еще более качественной машиной должен стать Су-30СМ2, который совершит первый полет к концу этого года. Но Су-30 обладает столь высоким авторитетом среди всех самолетов тактической авиации, что Минобороны уже заявило о закупке 46 этих истребителей.

Военное обозрение

США разместят на Аляске самое большое в мире число истребителей пятого поколения

Российские истребители перехватили 3 американских бомбардировщика над Черным морем

К 2024 году Россия и Индия намерены создать ракету для уничтожения самолетов

Лукашенко поручил узнать, целесообразно ли держать дополнительные силы на западе страны

Все материалы по теме (2728)