США под угрозой санкций потребовали от своих союзников и партнеров отказаться от покупки российских вооружений. Такое заявление сделал госсекретарь Энтони Блинкен, прежде всего, имея в виду Турцию, которая не отказывается от своего контракта на поставку российских комплексов С-400.
«Очень важно на будущее, чтобы Турция и, если уж на то пошло, все союзники и партнеры США избегали дальнейших приобретений российских вооружений, включая дополнительные комплексы С-400, что дает России доходы, доступ и влияние», — цитирует Блинкена Reuters.
Блинкен добавил, что любые трансакции с оборонными организациями России могут подпасть под действие закона CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»), причем это касается не только третьих стран, но и непосредственных союзников Вашингтона. Впервые такие санкции были введены в сентябре 2018 против департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР и его руководителя Ли Шанфу за покупку у России истребителей Су-35 и комплексов ПВО С-400.
В начале апреля 2021 года в соответствие с CAATSA США уже ввели санкции против Турции за связи с оборонным экспортом России. Под ограничения попали турецкое управление по оборонной индустрии SSB и четыре чиновника, включая главу данного ведомства Исмаила Демира. В декабре 2020 года США ввели санкции в отношении Управления оборонной промышленности Турции.
Впрочем, Турция среди всех союзников США стоит особняком. Другие же партнеры и без угрозы санкций не рвутся покупать российские вооружения. Проблема в том, что угрозы Вашингтона могут повлиять на традиционных покупателей российского оружия, которые в число союзников и партнеров США не входят.
В последние годы американские ограничения заметно усложнили жизнь российскому оборонному экспорту, хотя, как правило, стороны находили возможность обойти ограничения. Например, в мае 2019 года правительство упростило порядок перепродажи российских вооружений первичными покупателями в третьи страны. Раньше они должны были предоставлять такие же сертификаты, как и первичный импортер, теперь же достаточно уведомления о том, что он обещает не перепродавать оружие дальше.
Как считают эксперты, это отчасти обезопасит российский экспорт, особенно в небольшие страны. Если наши главные покупатели, такие, как Китай, Индия, Вьетнам, Алжир и Египет санкции или игнорируют, или добиваются для себя исключений в ходе переговоров с Вашингтоном, то для государств поменьше угроза ограничений вполне реальна. Поэтому реэкспорт для них становится выходом из ситуации.
Хотя даже это не всегда помогает. Например, контракт на поставку 11 истребителей Су-35 на сумму 1,1 млрд долл. Индонезии, заключенный в 2018 году, пока что находится в замороженном состоянии. Весной 2020 года американские СМИ даже сообщили, что Джакарта разорвала соглашение, но затем стало известно, что контракт остается в силе, но «перераспределение бюджетных средств в связи пандемией коронавируса, а также санкционная политика США не позволяют завершить сделку».
Политолог, военный эксперт Иван Коновалов считает, что новые угрозы США принципиально не повлияют на объем оборонных контрактов Российской Федерации, хотя и осложняют проведение сделок, тем более, на фоне пандемии коронавируса, которая создает дополнительные трудности.
— Серьезных отказов по оборонным контрактам в условиях санкций, в том числе в соответствии с законом американским CAATSA, у нас в основном не было. Например, американцы пытались, используя этот закон, сорвать контракт по поставкам С-400 в Индию. Но им это не удалось. Обойти эту ситуацию нам удалось достаточно просто. Если расчет за сделку осуществляется в долларах, она проходит через американские банки, и США в соответствие с законом могут такую транзакцию блокировать. Но поскольку было решено совершать расчет в национальных валютах, Вашингтон оказался лишен этой возможности.
Что касается Турции и С-400, здесь ситуация не поменялась, несмотря на последние угрозы Блинкена. Для Эрдогана это часть общих взаимоотношений с коллективным Западом, которые Анкару сегодня не удовлетворяют. Есть целый ряд проблемных моментов, в том числе вступление Турции в Евросоюз, которое, видимо, никогда не состоится, и попытка госпереворота 2016 года, в которой были замешаны США, и многое другое. Эрдоган Западу уступать не собирается, поэтому тут ничего не поменялось.
«СП»: — А если США усилят давление?
— Американцы уже отказались поставлять Турции заказанные истребители F-35, хотя контракт был заключен почти на сотню самолетов. Возникает вопрос, где брать современные истребители, которые Турции крайне необходимы. Существует альтернатива в виде наших Су-35. Это стало бы решением, которое удовлетворило бы турок и по цене, и по качеству, но добавило бы очков в противостоянии со своими же союзниками по НАТО.
Это вопрос открытый, но что касается С-400 — здесь ничего не изменится, ситуация обратного хода не имеет. Тем более на фоне признания Джо Байденом геноцида армян. Это лишь один из многих моментов, из-за которых любая уступка со стороны Анкары сегодня невозможна. Эрдоган может изворачиваться, действовать гибко, но отступать он не станет.
«СП»: — То есть принципиально санкции на российский оборонный экспорт не повлияют?
— Ситуация сложнее и не ограничивается только санкциями. На военно-техническое сотрудничество в целом сильно повлияла пандемия. Усложнилось заключение контрактов, проведение выставок, которые почти не проходят. Из-за перевода на удаленку некоторые производства были остановлены, даже по тому же F-35 у американцев был снят ряд заказов.
Кроме того, нужно признать, что санкции повлияли не столько на сами контракты, сколько на производство систем вооружений и боевых платформ в России. К нам перестала поступать значительная часть комплектующих, которые мы получали от Запада. Просто это произошло не вчера, а началось еще в 2014 году. Постепенно поток западных компонентов иссякал, и ситуация усугублялась. Проблемы возникли, и когда произошел разрыв связей между нашим и украинским ОПК. Но, с другой стороны, наша оборонно-промышленный комплекс не сидел сложа руки, а делал все, чтобы перейти на российские комплектующие.
До сих пор остается серьезная проблема с элементной базой, но был найден выход в виде поставок из Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона. В целом была поставлена задача максимально перейти на собственные комплектующие и элементную базу. Работа идет, но пока на сто процентов эта задача не выполнена, так как она достаточно сложная и масштабная.
Так что и пандемия, и экономический кризис, и падение цен на нефть влияют на наш ОПК. Но вся эта картина формировалась не сейчас, и введение новых санкций или угроз со стороны США — это только добавление в нее дополнительных штрихов.
Наши цифры по поставкам вооружений на фоне конфронтации с Западом практически не изменились. Как мы были на уровне 15 миллиардов долларов в год, так и остаемся. Портфель заказов тоже остается в районе 45−50 миллиардов. Наши основные покупатели никуда не делись. Дело в том, что мировой рынок вооружений давно поделен, и там, где действуем мы, по большей части не действует Запад.
Есть, конечно, такие страны, как Индия, где идет серьезная борьба за рынок со стороны американцев, французов, израильтян, которые пытаются вытолкнуть нас оттуда. Но эти попытки последних лет провалились. Как мы держали 25−27% рынка вооружений Индии, так и держим.
«СП»: — Но все же некоторые контракты из-за санкций зависли в воздухе, например, соглашение с Индонезией на поставку Су-35. Нет ли риска, что другие страны тоже последуют этому примеру?
— В случае с Индонезией дело не только в санкциях, но и в материальных трудностях самой страны на фоне пандемии. У Индонезии всегда были проблемы с покупательской способностью. Хотя нужно признать, что американцы действуют достаточно жестко, добиваясь того, чтобы Джакарта разорвала этот контракт. Но отмечу, что он пока не разорван, а поставлен на паузу.
Работа со странами этого региона вообще не простая. Та же Индонезия не обладает ресурсами на перспективу. Да, контракт заключен, но экономическая ситуация там настолько изменчива, что завтра этих денег может и не быть, а это 1,1 млрд. долларов. Давление США тоже играет свою роль. Но если тот же Вьетнам или Индия всегда четко выполняют свои обязательства по контрактам, Индонезия или Мьянма — достаточно непростые клиенты.
Военное обозрение
США собираются разработать новый истребитель-перехватчик ракет
Стрельба в Персидском заливе: корабли США открыли предупредительный огонь
В честь Дня Победы в России заложат шесть кораблей и подлодок
Пентагон следит за отводом российских войск от границ Украины
Все материалы по теме (3226)