ВВС США серьезно задумались о том, чтобы создать новый легкий истребитель, который должен пойти на замену ветерана холодной войны F-16 Fighting Falcon, пишет американское издание Popular Mechanics. И это сенсация, потому что F-16 должны заменить легкие истребители-бомбардировщики F-35A Lightning II.
Очевидно, что-то с превозносимым до стратосферы американской рекламой F-35 что-то пошло не так, коль ВВС США намеревается существенно сократить закупки этих машин для своих нужд. Сейчас их заказано более 1700 единиц. Но поставки армиям других государств компания «Локхид Мартин» сокращать не намерена.
О возникших проблемах и предполагаемых путях их разрешения журналу Popular Mechanics поведал начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Куинтон Браун. Он рассказал, что до конца 2023 года должен быть создан эскизный проект нового истребителя, который, по словам генерала, будет относиться к поколению 4,5. В случае его принятия будет открыта ОКР, результатом которой в рекордно короткие сроки станет новый истребитель. Правда, проект может быть и отклонен.
Браун пояснил, что при проектировании новой машины будут использоваться исключительно цифровые технологии. То есть никаких макетов, никаких аэродинамических испытаний, никакой подгонки и притирки узлов друг к другу, никаких прочностных и климатических испытаний составных элементов — ничего этого не будет. Истребитель будет полностью готов через год.
Ну, а под поколением 4,5 понимается обычный планер четвертого поколения со слегка уменьшенной радиолокационной заметностью, который будет набит узлами и агрегатами, использующимися в истребителях пятого поколения.
И тут всплывает один крайне интересный момент. Генерал заявил, что этот самолет предполагается использовать при вероятных столкновениях с Россией и Китаем. Что равносильно признанию в том, что все эти чрезвычайно дорогие стелс-технологии не дают существенных преимуществ при попытке обмануть современные российские наземные радиолокационные комплексы. То есть не имеет значения, какие самолеты — дорогие или же более дешевые, относящиеся к поколению 4,5 — посылать в Россию. А также в Китай, поскольку он в необходимых объемах закупает российские комплексы ПВО.
Возникает вполне естественный вопрос: а почему же вместо «журавля в небе», то есть пока еще не существующего самолета, нельзя использовать «синицу в руках» — F-16? Последние модификации этого истребителя уже почти отвечают требованиям, предъявляемым к авионике пятого поколения. Например, у него прекрасная РЛС с активной фазированной антенной решеткой, не уступающая по возможностям скрытной локации тем, которые используются на F-22 и F-35. Есть масса полезных датчиков облучения. А ракетное вооружение не только такое же, но и больше его объем, которым располагает самолет в бою. Есть и аппаратура, позволяющая истребителю интегрироваться в информационно-боевую систему.
Да, планер выполнен без требований по тотальному снижению радиолокационной видимости. Однако используется радиопоглощающее покрытие, снижающее видимость, за счет чего ЭПР у F-16 находится в том же диапазоне, что и у других качественных истребителей четвертого поколения — 0,3−0,5 кв.м.
Нет, говорит генерал Чарльз Браун, F-16 не годится. Как не годится, собственно, и F-35. Потому что у них малый боевой радиус. Вот как мыслит Браун ситуацию, к которой приблизилась Америка: «Рост китайских вооруженных сил и возрождение России означает, что планировщики должны учитывать потенциальные конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе или Европе, связанные с большими расстояниями. Истребителю ВВС, базирующемуся в Италии, возможно, придется пролететь более 1000 миль, чтобы поразить цели в европейской части России, или истребителю, базирующемуся на Гуаме, может потребоваться способность перехватывать китайские бомбардировщики на максимальной дальности, прежде чем они смогут запустить гиперзвуковые ракеты».
Предполагается, что новая машина должна иметь большие габариты, чем F-16, чтобы разместить дополнительные топливные баки, которые существенно повысят дальность полета. Соответственно, понадобится и более мощный двигатель. Браун считает, что самолет должен быть однодвигательным.
Как видим, в достаточно пространной статье инициатор создания новой машины высказывает совсем немного требований к ней. Большая дальность, сниженная РЛ заметность, авионика пятого поколения. Это технические характеристики.
Но есть и экономическое требование. И оно достаточно конкретно. Командование ВВС приводит в ужас стоимость проекта F-35. С самим самолетом компании «Локхид Мартин» как-то удалось вырулить на приемлемый ценовой уровень, снизив за 10 лет цену с почти 200 млн. долларов за первые самолеты до 77,9 млн. долларов.
А вот эксплуатационные расходы зашкаливают. Стоимость часа полета на F-35A составляет 44 тыс. долларов. Пентагон в ультимативной форме требует снизить ее до 25 тыс. долларов. В противном случае могут возникнуть неприятности при продаже самолетов для ВВС США. То есть план закупок может быть сильно сокращен. (Похоже, что так оно и будет, коль начальник штаба ВВС заговорил о новом истребителе взамен не только F-16, но и F-35A).
«Локхид Мартин» бьется над этой проблемой уже два года. Но размер эксплуатационных расходов находится на прежнем уровне. «Налет среднего пилота ВВС в год — 200 часов, во время развертывания — 350 часов, получается, что это от 8,8 млн. до 15,7 млн. долларов на пилота в год, — пишет журнал „Популярная механика“. — Пилот с 1000-ю часами, проведенными в кабине, стоит ошеломляющих 44 миллиона долларов, что больше половины стоимости нового истребителя».
Однако все познается в сравнении. 44 тысячи долларов в час — это вовсе не «ошеломляющая» сумма для истребителя пятого поколения. Час полета F-22 обходится в 68 тыс. долларов. И никого в ужас это не приводит. Более того, эксплуатация самолетов и поколения 4+ также очень недешева: F-15 — 42 тыс. долларов. Но если в ВВС США эксплуатируются «лишь» 200 F-22, то F-15 — 450. Получаются громадные эксплуатационные затраты.
Что же касается F-16, то его час полета обходится в 22 тыс. долларов. Дешевле обходится лишь неприхотливый штурмовик А-10 (17 тыс. долларов), да беспилотники. Дешевизна эксплуатации F-16 предопределена двумя факторами — надежностью самолета, большими межремонтными интервалами, и его крупносерийностью — 950 самолетов. Еще больше истребителей F/A-18 — в ВМС и Корпусе морской пехоты в общей сложности эксплуатируются 1000 таких самолетов, их час полета обходится в 24 тыс. долларов.
Можно предположить, что при количестве в 1700 F-35A в ВВС США их стоимость эксплуатации стала бы приемлемой.
Однако у командования ВВС США нет уверенности в достаточной надежности этих самолетов.
Нет уверенности и в том, что самолеты столь же хороши, как их расписывает производитель. Как раз напротив. Уже несколько долгих лет их не могут довести до полной боевой готовности. Более того их характеристики постепенно ухудшаются. Так, наложено ограничение на время полета на сверхзвуковой скорости до нескольких минут. Потому что на сверхзвуке разрушается противорадиолокационное покрытие, а также приходят в негодность антенны, расположенные в хвостовой части.
С начала опытной эксплуатации первых самолетов, которая началась в 2012 году, проблемы различной степени сложности и опасности сыплются как из рога изобилия. Какие-то устраняются. Какие-то невозможно устранить, и тогда вводятся ограничения полетных режимов и эксплуатации оборудования, а также использования вооружения. В настоящий момент список включает около восьми сотен проблем, сотня из них — серьезные.
И вот поэтому, вероятно, начальник штаба ВВС генерал Браун и решил подстелить соломки, заявив о необходимости создания нового истребителя. Вера в F-35 иссякла.
Военное обозрение
В бывшем городе-герое СССР начинают собирать военные вертолеты США
В США готовят 400 стелс-ракет против России
В Кремле оценили возможность отмены обязательного призыва в армию
Пистолет Лебедева прошел госиспытания для МВД
Все материалы по теме (3084)