Российские миротворцы уже в Карабахе. Оговоренный трехсторонним соглашением (Путин-Алиев-Пашинян) контингент военнослужащих с нашивками «МС» на плече (миротворческие силы) в количестве 1960 человек, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники, успешно добрался до Степанокерта и разместился на постах по линии разграничения. Военные задачу выполнили чётко и организованно, не смотря на сложность её выполнения. Препятствий на пути не возникло, но сам путь оказался неблизким.
Это только на бумаге, да в видеоотчётах, всё выглядит легко, красиво, непринуждённо — сегодня в Ульяновске, где располагается 15-я отдельная мотострелковая бригада, ставшая костяком миротворческого контингента, а завтра солдаты и офицеры МС уже в Карабахе. На самом деле, это была сложная и напряженная по действиям военная операция. Вначале нужно было перебросить личный состав и технику непосредственно в Армению. Самолёты российской военно-транспортной авиации (ВТА) совершали маршруты на авиабазу Эребуни близ Еревана денно и нощно, многочисленные Ил-76 с «неизвестными грузами» были замечены здесь ещё до 9 ноября. Впоследствии к ним подключили и более вместительные Ан-124, перевозившими крупную военную технику.
Дальнейший маршрут движения был уже по земле. По маршруту Ереван — Горис — Лачин -Степанокерт. Это 327 километров дороги, включающей в себя около ста километров горных серпантинов, с многочисленными подъемами и спусками. Красиво, но достаточно опасно при прохождении бронетехники. Требовалось проведение разведки, организации боевого охранения, дозаправки топливом в конце концов. Впрочем, прошли маршрут успешно, о потерях не сообщалось.
Надо полагать, что российский миротворческий контингент обоснуется в Карабахе надолго — примирение враждующих сторон представляется длительным и затяжным процессом, который займет не один год. Помимо непосредственно военных из состава МС, сейчас в Степанокерте разворачивается и межведомственный центр гуманитарного реагирования по Нагорному Карабаху, указ о создании которого российский президент Владимир Путин подписал 13 ноября. В его состав войдут представители МЧС, Пограничной службы и ряда других структур, общей численностью в несколько сотен человек.
То есть в Карабахе будет присутствовать порядка двух с половиной тысяч россиян, которым потребуется соответствующее обеспечение. Их нужно кормить, поить (миротворцу тоже полагается трёхразовое питание), пополнять запасы топлива, запчастей для ремонта техники, не дай бог понадобится пополнение боеприпасами. Гуманитарная миссия предполагает доставку соответствующих грузов для восстановления инфраструктуры, оказания помощи возвращающимся беженцам. Это сотни тонн грузов, которые предстоит доставлять по одному единственному упомянутому маршруту, не самому близкому и достаточно опасному, но другого пока, увы, нет.
Здесь можно вспомнить опыт далёкой уже афганской войны, когда подразделения ОКСВА (ограниченный контингент советских войск в Афганистане), получали все виды обеспечения с территории Советского Союза. Основной маршрут пролегал от города Термез в Узбекистане, где располагались основные базы хранения (сейчас их бы назвали логистическим центром), до Кабула, расстояние по дороге между которыми составляет примерно 415 километров. Трасса через горные перевалы Саланга представлялась крайне опасным маршрутом из-за постоянных нападений на советские транспортные колонны афганских моджахедов, там до сих пор ржавеют на обочине останки сгоревших бензовозов и бронетехники. Был и более безопасный и быстрый путь — по воздуху. Самолёты ВТА (в основном Ил-76 и Ан-12) преодолевали расстояние по прямой в 350 километров менее чем за час. За десять лет присутствия ОКСВА на территории другой страны поставки всех видов довольствия для 40-й армии шли регулярно. Это была необходимая, но весьма затратная часть войны.
Сейчас в Карабахе также придётся изрядно потратиться именно на материально-техническое обеспечение, как миротворческого контингента, так и на содержание гуманитарного центра. В этом длинном маршруте есть два «слабых звена». Собственно, это сама долгая и опасная дорога в горах, которая к тому же предполагает обустройство трёх логистических центров (перевалочных баз) — на аэродроме в Эребуни, в Горисе, а также в самом Степанокерте. Второй нюанс заключается в воздушном пространстве Грузии, которые вынуждены пересекать самолёты ВТА для доставки грузов. И если Тбилиси перекроет этот воздушный коридор, российские миротворцы в Карабахе не просто положат зубы на полку, оставшись без продовольствия, но и не смогут выполнять свою дальнейшую миссию.
Как здесь не обратить внимание на последние заявления о том, что США намерены усилить военное присутствие в Грузии, в том числе с созданием на её территории постоянной военной базы в ответ на усиление России на Южном Кавказе. Намеченный на 17−18 ноября официальный визит в Тбилиси госсекретаря Соединенных Штатов Майка Помпео, как полагают, будет посвящен переговорам именно по этой теме. В качестве «ответного хода» США могут потребовать и закрытие неба для самолётов российских ВТА.
Здесь можно предположить сразу три запасных варианта — воздушный коридор в Ереван через Иран, Турцию или Азербайджан. Тегеран, который, как сообщалось, запретил пролёт в Армению российским самолётам с военными грузами через свою территорию, теоретически может пойти на такой шаг. Иран, который граничит как с Азербайджаном, так и Арменией, заинтересован в прекращении вооруженного конфликта в Карабахе вблизи своих северных границ. При этом наверняка потребует от Москвы неких выгодных для себя условий. Анкара также может предоставить зону для пролётов российских самолётов ВТА с грузами для миротворцев, с учётом сотрудничества и созданием совместного российско-турецкого мониторингового центра по Карабаху, который будет действовать на территории Азербайджана. При этом потребует своего желаемого присутствия в виде наблюдательных постов в самом Карабахе. Москве этот вариант не особо нравится.
Путь через Азербайджан, который приветствует наличие российских миротворцев в Карабахе, не самый простой. Здесь дело, в том числе, и в расстояниях. Перелёт до Баку, или до Гянджи (в советские времена — Кировобад, где дислоцировалась 104-я дивизия ВДВ и имелись аэродромы ВТА) особой проблемы не составит. А вот дальше по земле там приличные расстояния. И, скажем, если от Гянджи до Степанокерта по прямой — 101 километр, то дорога по горным серпантинам растянута на 646 километров. От Баку до карабахского штаба российских миротворцев пылить ещё дальше — расстояние составляет 728 километров (по прямой — 274 км). Впрочем, дело не только в этом.
— Любые договоренности с Азербайджаном по транспортным коридорам стали исключены после того как они сбили российский вертолёт над территорией Армении, — рассказал «СП» военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Несмотря на то, что Баку сразу же признал свою вину в этом трагическом инциденте и даже выразил готовность выплатить компенсации, это была не простая ошибка, а преднамеренный шаг в попытке спровоцировать конфликт между Россией и Арменией. Разговоров о том, что обеспечение миротворцев можно осуществлять через территорию Азербайджана просто быть не может, в силу того, что на подобного рода провокации азербайджанская сторона может пойти и в последующем. А безопасность наших военных в Карабахе представляется важнее неких политических амбиций. Здесь, как говорится, без вариантов.
Вообще, что касается миротворческой миссии России в Карабахе, то она получила мировую поддержку и признание, в качестве агрессора Москву в этой ситуации никто не называет. В общем, «Путин остановил войну на Кавказе», и всё такое прочее. Замечу, что боевая техника и экипировка для военнослужащих уже находится на территории Карабаха, теперь речь будет идти лишь об их материально-техническом обеспечении, которые под обозначение военных грузов не подпадают. Вряд ли кто-то станет вводить какие-либо санкции против миротворцев. Ну, а в случае необходимости пополнения боеприпасами — существует 102-я российская военная база в Гюмри со своими складами.
Транспортный коридор в Карабах, который называют ещё «Лачинским коридором», не самый короткий, но, увы, единственный. В Степанокерте так и не смогли запустить единственный аэропорт, который способен принимать тяжёлые самолёты, хотя и было заявлено о его сдаче в эксплуатацию. Могу предположить, что российские технические службы в ближайшее время смогут решить эту проблему и тогда сократится путь не только от Еревана до Степанокерта, но и с аэродромов на территории России. Но, повторюсь, Азербайджан в этом авиационном трафике участвовать уже точно не будет.
Нагорный Карабах
Из Карабаха вывезли тела 150 армянских военных
Минобороны РФ: режим прекращения огня в Карабахе соблюдается
На дороге из Карабаха в Армению образовалась многокилометровая пробка
Алиев заверил Путина в соблюдении прав и свобод всех религий
Все материалы по теме (311)