Министерство обороны России разместило на YouTube ролик, на котором снят воздушный бой в Карелии, в котором участвует многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С. Он уверенно перехватывает и поражает пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, уходит из-под атаки самолетов условного противника. Ролик произвел столь сильное впечатление на американский журнал The National Interest, что Су-35С был назван «самолетом-убийцей».
В учениях принимали участие истребители Су-35С Ленинградского полка ВВС Западного военного округа. В программу учений входили, в частности, перехват и электронный пуски ракет по неустановленным пилотируемым и беспилотным целям на разных высотах. Также отрабатывались маневры уклонения в сценариях воздушного боя. Учения проводились в координации с системами ПВО и радиосвязи.
Позже пилоты Су-35С присоединились в Тверской области к эскадрилье перехватчиков МиГ-31БМ для отработки взлета, устойчивого полета и совместных воздушных маневров в плохих погодных условиях.
The National Interest назвал Су-35С «истребителем-убийцей» на основании двух, как считает издание, главных его достоинств — маневренность сочетается в этом самолете с «невероятно мощным и универсальным вооружением».
Если судить о самолете только по его маневренности, то абсолютно все российские самолеты и четвертого, и третьего поколений являются «убийцами». Потому что это фирменное качество советских, а затем и российских истребителей. С подавляющим большинством самолетов, созданных в ОКБ Сухого, не может сравниться даже самый маневренный американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, у которого сопло отклоняется лишь в вертикальной плоскости. На маневренность это практически не влияет, позволяет лишь ускорить взлет и увеличить скороподъемность. У Су-35С сопло на каждом из двух двигателей отклоняется всеракурсно, что позволяет совершать в воздухе, можно сказать, чудеса.
Вот на этом основании американское издание называет Су-35С королем «собачьих схваток», то есть ближнего воздушного боя. Ну, и еще потому, что самолет оснащен боеприпасом для ближнего боя, который создавался в первую очередь для истребителя пятого поколения Су-57. Это ракета Р-74 или РВВ-МД (Ракета «воздух-воздух» малой дальности). Она является глубокой модернизацией ракеты Р-73М, отличаясь от нее существенно за счет наличия отклоняемого вектора тяги. Но достигнуто это не традиционным способом при помощи поворотного сопла. У Р-74 в хвостовой части используются газодинамические рули, которые и создают эффект управляемого отклонения вектора тяги от нормали.
В настоящий момент это лучшая российская ракета класса «воздух — воздух» малой дальности. В ней используется двухдиапазонная охлаждаемая инфракрасная головка самонаведения. Сектор обзора ГСН — 120 градусов. При этом координатор ГСН может отклоняться от нейтрального положения на 75 градусов.
Минимальная дальность пуска ракета — 300 м, максимальная — 40 км. Перехват целей осуществляется на высотах от 20 м до 20 км. Вес стержневой боевой части — 6 кг. По некоторым сведениям в ней используются элементы из обедненного урана. Два типа взрывателей — индукционные и лазерные. Ракета способна перехватывать цели, скорость которых достигает 2500 м/с и маневрирующие с перегрузкой 12 g. Вероятность перехвата наиболее сложных целей одной ракетой превышает 0,6.
The National Interest называет еще одну ракету, которую относит к «мощному вооружению» — Р-77 средней дальности (110 км) класса «воздух — воздух». Но при этом забывает о еще одном важнейшем элементе вооружения «воздух — воздух» — ракете Р-37, имеющей дальность 300 км. Самая дальнобойная американская ракета AIM-120 проигрывает ей 120 км.
Американское издание называет российский самолет «убийцей», но в подзаголовке к статье ставится традиционный для американцев вопрос, почти риторический: «Но справится ли он с „невидимками“ F-22 и F-35?»
Тут можно однозначно сказать, что эти «невидимки» для радикального уменьшения их ЭПР спроектированы так, что на боевое задание они вынуждены вылетать с минимальным количеством боеприпасов. F-22 во внутренних отсеках может разместить только 8 ракет. Причем, это общее количество — и для воздушного боя, и для нанесения ударов по наземным целям. При увеличении количества ракет все, что за пределами восьми единиц, крепится на внешней подвеске — под фюзеляжем и крылом. И это приводит к тому, что самолет перестает быть «невидимкой», то есть его ЭПР резко возрастает, и он мало чем отличается в плане малозаметности от Су-35С. Ну, а с F-35 вообще беда — во внутреннем отсеке можно поместить только 4 ракеты, особо не навоюешься.
Учитывая, что в воздушных боях участвуют группы истребителей с обеих сторон, а не «один на один», малый запас боеприпасов может быть весьма критическим моментом.
При сравнении боевых потенциалов Су-35С и двух американских «невидимок» следует учитывать, что при их создании использовались абсолютно разные концепции. Американцы создавали самолеты с таким расчетом, чтобы они могли беспрепятственно вторгаться в зону ПВО противника, оставаясь невидимыми. Однако в наземных РЛС, используемых в ЗРК большой и средней дальности, произошел серьезный прорыв, и хваленая «невидимость» не играет существенной роли для обнаружения нарушителей воздушных границ. Как было сказано выше, в жертву низкой ЭПР даже принесли боевой комплект истребителей. А в случае с F-35 истребитель в летном отношении получился просто неуклюжим. Но, правда, при встрече с истребителями противника, РЛС которых существенно уступают по мощности наземным РЛС, стелс-технологии работают. То есть работает принцип «первым увидел — первым запустил ракету».
Но с Су-35С этот номер не проходит. Этот самолет сделали таким, что он от противника особо не прячется. И в то же время обладает прекрасным «зрением», имея самую мощную в мире бортовую РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной антенной фазированной решеткой. Средняя мощность импульса — 5 кВт, пиковая мощность — 20 кВт. Для активных решеток такую мощность получить невозможно, поскольку суммарная мощность потребления РЛС будет такой, что все сгорит.
За счет уникальности РЛС Су-35С может обнаруживать «невидимку» с ЭПР 0,01 кв. м. на расстоянии в 100 км. С ЭПР 0,1 кв. м — на 160 км. Ну а предельная дальность обнаружения — 400 км.
Да, конечно, большая излучаемая РЛС мощность выдает самолет, и «невидимки» его прекрасно видят. Однако для компенсирования этого неприятного момента на Су-35С используется мощный комплекс радиоэлектронной борьбы. И он способен эффективно уводить ракеты противника от самолета. Так что можно ответить на вопрос, поставленный журналом, — да, Су-35С вполне способен справиться и с F-22, и с F-35. И не только в ближнем бою, но и на средних дистанциях.
В заключение необходимо сказать, что метод оценки истребителей по тому, кто кого догонит, кто кого увидит, кто кого собьет, абсолютно архаичен применительно к машинам четвертого и уж тем более пятого поколения. Для четвертого поколения характерна и обязательна многофункциональность самолетов. То есть каждый из них должен быть универсален, работая и по воздушным, и по наземным целям. Тут у Су-35С все прекрасно, что продемонстрировало его использование в Сирии. И совершенно непонятно, на каких основаниях F-35 называют истребителем-бомбардировщиком при столь ограниченном количестве ударного вооружения, которое он способен переносить во внутреннем отсеке.
Военное обозрение
Южный военный округ получит новейшие САУ «Мста-СМ»
В Армении найдено тело российского контрактника
Грузовик задавил российского военного в Абхазии
В Белом море прошли испытания ракеты «Циркон»
Все материалы по теме (2897)