Поставки в армию беспилотных летательных аппаратов выросли в 16 раз по сравнению с началом прошлого года. Об этом сообщил Сергей Шойгу на коллегии Министерства обороны, посвященной гособоронзаказу.
Глава военного ведомства привел и другие цифры: количество основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения в войсках выросло в 4,9 раза, высокоточных ракет большой дальности — в 5 раз, бронетанкового вооружения — более, чем в 3 раза. Всего снабжение армии различными средствами поражения врага увеличено в 12 раз. При этом гособоронзаказ для нужд СВО уточняется и корректируется 2−3 раза в месяц в зависимости от потребностей фронта.
Прорыв в области беспилотной авиации можно считать особым достижением потому, что до СВО этому виду вооружений у нас практически не уделялось внимания, и в первые месяцы операции превосходство ВСУ в этом компоненте выглядело оглушающим. Нашим бойцам приходилось обходиться, в основном, китайскими квадрокоптерами, которые покупали для фронта неравнодушные граждане в обычных магазинах.
Сергей Шойгу также сообщил, что в 2023 году в России подготовили 93 тысячи специалистов для обслуживания новейших типов оружия, значительную часть из которых составляют, как раз, операторы беспилотников. Определенный процент из них сейчас проходит службу в зоне СВО. Управление боевыми беспилотниками осваивают и студенты в военно-учебных центрах при вузах. Число таких центров скоро достигнет 139, хотя первые 16 были созданы только в прошлом году.
Таким образом время, когда солдатам и офицерам приходилось осваивать управление квадрокоптерами прямо в боевых условиях, прошло. А беспилотники, которые сейчас идут в армию — это уже не пересортица из разных китайских игрушек. Они собраны в России и в достаточной степени стандартизированы.
Новые потребности фронта
О том, какие беспилотники сейчас применяются нашими военными в зоне СВО, и потребность в каких наиболее высока — «Свободной Прессе» рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
— Зона СВО масштабно насыщается, в первую очередь, беспилотниками тактического класса, которые используются для разведки и атакующих действий против врага на линии соприкосновения и переднем крае. Это, в основном, квадрокоптеры. Они могут вести наблюдение, а затем использоваться, как камикадзе. Такие БПЛА сегодня наиболее интенсивно идут в войска, — рассказывает военный аналитик.
Происходит постепенное насыщение «Ланцетами» и другими тактическими барражирующими боеприпасами. Дальность полета таких беспилотников больше, чем у большинства квадрокоптеров — есть и летающие на 40 км, и на 70 км.
«СП»: А чего армии не хватает?
— Серьезный недостаток военные по-прежнему испытывают в беспилотниках для стратегической разведки и последующих ударов на достаточно большие расстояния. Насышение ими войск на порядок повысило бы наши возможности выявлять и поражать скопления техники противника, другие приоритетные цели.
Важнейшая задача — вовремя поражать транспорт с оружием и боеприпасами. А если учесть, что сейчас нашими врагами ведется подготовка к передислокации на Украину истребителей F-16 и ракет ATACMS дальностью действия более 300 км, которые можно запускать с установок HIMARS, то и наши стратегические беспилотники должны уметь выявлять и уничтожать такие цели. Эта задача сейчас — № 1 для наших инженеров и конструкторов.
«СП»: А номер два и три?
— Беспилотники, способные производить оптико-электронную разведку на расстоянии свыше 300 км и наносить удар, в том числе по взлетающему истребителю. Они делаются, но задача — максимально насытить ими наши боевые порядки.
Для того, чтобы все делать быстрее, я полагаю, военпром должен понимать тренды современной войны. Линейку беспилотников следует развивать с учетом того, какого характера боевые действия нам предстоят. Нужно отказываться от длительных проектов, а реализовывать беспилотные программы с понятным горизонтом применения. Если оборонительные боевые действия должны будут перейти в наступательные, то уже сейчас надо под них адаптировать технику.
Многомиллиардный импульс
До конца 2022 года беспилотники в наших войсках оставались дефицитом. В декабре Владимир Путин дал поручение правительству подготовить национальный проект развития беспилотной авиации. А в апреле президент посетил столичный технопарк «Руднево», который стал кластером по производству БПЛА. Там же было проведено совещание с правительством и производителями беспилотников. Речь на открытой части шла о беспилотной авиации гражданского назначения, но понятно, что любой самолет и коптер изначально имеет двойное применение. В ходе совещания президент дал ряд поручений. Среди них — увеличить портфель госзаказов на беспилотные летательные аппараты с 4,4 млрд рублей — до 92 млрд, а к 2030 году — до 200 млрд.
Технопарки для производства БПЛА, подобные московскому, — организовать во всех федеральных округах, а лучше — во всех регионах. Начать организованную подготовку и переобучение специалистов по профилю — производство и эксплуатация БПЛА.
Максимально облегчить доступ к производству беспилотных аппаратов и систем малому-и микробизнесу.
Отдача не заставила себя долго ждать.
— Беспилотники среднего и дальнего радиуса действия для СВО делаются на военных предприятиях с военной приемкой, а простейшие квадрокоптеры для тактического применения сейчас производят малые и даже индивидуальны предприятия, — рассказал Игорь Коротченко.
Здесь куется победа
ОАК запатентовала сверхзвуковой многофункциональный малозаметный самолет
Военный эксперт Клинцевич назвал главную особенность российского истребителя Checkmate
Россия и Индия собираются открыть совместное производство авиасредств поражения
Шойгу: Россия вдвое превзошла загрузку по авиации самых напряженных времен СССР
Все материалы по теме (35)