Министерство обороны США в 2022 году не будет закупать у компании «Локхид Мартин» истребители пятого поколения F-35. Эту сенсационную новость опубликовало американское издание Defense News. И это очень похоже на крах грандиозного проекта по вооружению ВВС стран, входящих в НАТО, «лучшими в мире и дешевыми истребителями».
На самом раннем этапе, когда еще не было даже рабочей документации на опытные образцы, была развязана столь грандиозная реклама «журавля в небе», что это привело к валу контрактов как в самих Штатах, так и в Европе, Азии и Австралии, на самолет, который существовал только в эскизных набросках. И в конце концов количество заявок на «лучший истребитель» достигло трех с половиной тысяч.
При этом «Локхид Мартин» поступила предельно хитро, буквально закабалив целый ряд перспективных заказчиков. Чтобы они не смогли изменить своего решения и отказаться от закупок, их сделали «партнерами». То есть они проинвестировали разработку F-35, вложив очень серьезные деньги.
Также «партнерам» была оказана честь производить в своих странах на заводах авиапрома какие-то элементы самолета — крылья, кили, остекление и прочее, что не обладает большим интеллектуальным весом. То есть программное обеспечение и по большей части авионика — американские. Поскольку США не выдает «партнерам» военно-технические секреты.
Пентагону на то, чтобы понять, что «король голый», то есть F-35 — плохой самолет, понадобилось почти 10 лет. Истребитель совершил первый полет в 2006 году. А его опытная эксплуатация в Корпусе морской пехоты (КМП) началась в 2012 году. С тех пор огрехи, ошибки проектирования и чудовищные несуразности, не позволяющие использовать самолет в боевых условиях, сыплются как из рога изобилия. И некоторые из них столь серьезны, что их исправление невозможно.
Обзор «достоинств» F-35 начнем с того, что он имеет плохие летные характеристики в части маневренности. Но при этом «Локхид Мартин» уверяет, что для самолетов пятого поколения маневренность не имеет никакого значении. Дескать, он может потихоньку, не торопясь, внедряться в зону ПВО противника, будучи не заметным, и наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям.
Однако этого критерия для «пятерочников» не существовало, когда разрабатывался F-22, обладающий достаточно высокой маневренностью.
В это непросто поверить, но истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, применяющийся на универсальных десантных кораблях КМП, по сути, дозвуковой. В результате эксплуатации этого самолета выяснилось, что при комплексном воздействии агрессивной морской среды и сверхзвуковых скоростей интенсивно разрушается радиопоглощающее покрытие, которое в значительной степени делает самолет малозаметным. И конструкторы ничего с этим поделать не в состоянии. В результате отчаянных проб и попыток решить проблему было составлено летное ограничение, которое летчики должны исполнять неукоснительно. Разрешено выдерживать сверхзвуковую скорость не более 80 секунд.
Эти проблемы менее выражены у F-35С для авианосцев. Но они тоже существуют, что приводит к преждевременному изнашиванию не только покрытия, но и элементов фюзеляжа. И это требует внеплановых ремонтов в заводских условиях.
Самолет не способен летать в грозу из-за серьезных проблем со статическим электричеством. Этому, в частности, должна противостоять система OBIGGS, нагнетающая инертный газ в баки на место вырабатываемого топлива для предотвращения взрыва. Но она работает крайне неустойчиво. Из-за этой «особенности» в прошлом году во избежание потери двух F-35А от взрыва топлива их не решились поднимать в небо во время маневров для сопровождения бомбардировщика В-52. То есть самолет получился не всепогодным.
Автоматическая пушка калибра 25 мм плохо подходит для стрельбы. Во-первых, у нее низкая точность. Что никак не может устроить летчика ни в воздушном бою, ни в обстреле наземных целей при выполнении штурмовых задач. Во-вторых, при стрельбе самолет, пусть и не слишком значительно, но уводит в сторону от направления полета.
Летчики постоянно жалуются на несовершенство различных систем, что отвлекает от решения основных боевых задач. Так, например, масса нареканий по нашлемной индикации. Слишком резкий старт у самолета с вертикальным взлетом, из-за чего пилоты порой бьются шлемами о фонарь.
Ну, а ошибки программирования — это особая статься. «Локхид Мартин» заявляет, что летчику помогает работать высокоразвитый машинный интеллект. Но порой он бывает смерти подобен. Так два года назад F-35, у которого были абсолютно исправны все системы, упал в море. Он принадлежал ВВС Японии. Ни летчика, ни самолет найти не удалось. При анализе инцидента пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стал выход системы управления из-под контроля летчика.
И таких программных ошибок, выявленных, два года назад насчитывалось больше девятисот. Сейчас их семьсот с лишним. То есть процесс исправления ошибок идет, но он слишком медленный, если учесть, что F-35 совершает полеты уже 15 лет.
Так же, как и стелс-покрытие, облетают с F-35 и самые разнообразные функции, которыми он якобы обладает. В самом начале проекта было заявлено, что самолет может быть истребителем, фронтовым бомбардировщиком, оснащенным даже тактической ядерной бомбой В61, перехватчиком, разведчиком, штурмовиком, самолетом Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Но околозвуковой самолет, который способен совершать лишь короткие ускорения до 1,5 М, никак не может быть перехватчиком.
Не может быть он и штурмовиком, поскольку при неизбежном снижении над полем боя становится заметным не только для РЛС, но и для визуального наблюдения. Не обладает и повышенной живучестью, которая присуща российскому Су-25 и американскому А-10 «Бородавочнику».
Для бомбардировщика у него недостаточен объем внутренних отсеков. В них размещаются лишь 4 ракеты «воздух-поверхность». Ну а бомб, как свободнопадающих, так и планирующих, размещается больше, но их использование снижает точность удара по наземным целям.
Оставляет желать лучшего и комплекс радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239, без чего невозможен ни один современный истребитель. Израильские конструкторы перед покупкой F-35, изучили документацию, и пришли к выводу, что американский комплекс не в состоянии обеспечить защиту самолету, а также эффективно воздействовать на электронные системы противника. Поэтому они разработали собственный комплекс РЭБ и начали устанавливать его на самолеты F-35I.
И, наконец, была выявлена полная неспособность F-35 работать в качестве самолета СПРН. Собственно, никто и собирался делать его таковым. Потому что у США вполне достаточно куда более мощных средств — стационарных радаров и разведывательных спутников, — оповещающих о том, что в какой-либо точке Земного шара произведен пуск баллистической ракеты. Это свойство самолета выдумали исключительно для того, чтобы показать его повышенную универсальность и всемогущество. Чем большие деньги стоят на кону, тем больше приходится жульничать.
Также Пентагон уже почти год требует радикального снижения стоимости эксплуатации F-35. Сейчас час полета обходится приблизительно в 50 тыс. долларов.
Однако эта цифра не уменьшается, а постоянно возрастает. Что связано с частыми поломками целого ряда узлов.
Издание Defense News сообщает, что деньги, планировавшиеся на закупку F-35, будут потрачены на приобретение истребителя-бомбардировщика F-15EX, который по всем характеристикам, кроме малозаметности, превосходит стелс-истребитель.
Но американцы не намерены полностью отказываться от F-35. Он для них все равно что чемодан без ручки. Они хотят подождать до середины этого десятилетия, когда должна появиться четвертая модификация скандального истребителя.
Правда, утвердить это решение должен Конгресс США. Но у конгрессменов накопилось большое раздражение на этот самолет, который долгие годы выкачивает из бюджета громадные деньги.
Военное обозрение
Российский истребитель сопроводил бомбардировщик США над Балтийским морем
Трое россиян погибли, подорвавшись на мине в ЦАР
Испытания противоракет SM-6 в США закончились неудачей
США не оставляют попыток продать Турции свои зенитные комплексы
Все материалы по теме (3313)