Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 855 «Борей» и 855А «Борей-А» может быть больше, чем сейчас запланировано. В настоящий момент вопрос находится на рассмотрении, сообщил в интервью РИА «Новости» член коллегии ВПК и Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов.
Поспелов заявил, что после закладки девятого и десятого стратегических подводных крейсеров серия может быть продолжена.
Может быть принято решение о строительстве еще одной лодки, или нескольких.
В случае продолжения серии будет учитываться как потребность ВМФ в «Бореях», являющихся мощным инструментом сдерживания противника от необдуманных действий, так и ограничения, налагаемые Договором СНВ-3 на количество ядерных боезарядов и пусковых установок.
«Борей» и его более совершенная модификация «Борей-А» относятся к атомным подводным лодкам четвертого поколения, для которого характерны существенно более низкий уровень полей (акустических, магнитных, электромагнитных), чем у лодок третьего поколения, и качественный скачок в чувствительности гидроакустических станций. Применительно же к стратегическим лодкам — использование более эффективного основного вооружения, баллистических ракет.
Сейчас в ВМФ России эксплуатируются четыре «Борея». Три из них относятся к проекту 855 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Один — к модернизированному проекту 885А, это «Князь Владимир». Еще один «Борей-А» — «Князь Олег» проходит государственные испытания. Он должен быть передан флоту осенью этого года.
Еще три «Борея-А» строятся на «Севмаше» — «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Первый из них вступит в строй в этом году, два других — в течение ближайших двух лет. Еще два стратегических ракетоносца — «Князь Потемки» и «Дмитрий Донской» — будут заложены в этом году. Их передача ВМФ ожидается в 2026 и 2027 году соответственно.
То есть полный производственный цикл — от закладки лодки до окончания ее испытаний — составляет 5−6 лет. Небывалые темпы для Объединенной судостроительной корпорации, которая еле укладывается в десять лет при строительстве куда более простых в производстве корветов. И это понятно, потому что правительство уделяет особое внимание совершенствованию ракетно-ядерного оружия и поддержанию его высокой боеготовности. Это направление военной техники финансируется наилучшим образом. И для его создания и выпуска всегда находятся производственные ресурсы.
Так что, если будет принято решение о продолжении серии «Бореев-А», то «Севмаш» выдаст к сроку и одиннадцатую лодку, и двенадцатую.
При этом препятствий для этого со стороны СНВ-3 не просматривается. Разница в количестве боеголовок, которыми располагает «Борей-А» и американская стратегическая лодка «Огайо», велика.
На каждой из 14 «Огайо» размещены 24 баллистические ракеты «Трайдент-2». Каждая ракета несет либо 8 боеголовок W88 (475 кт), либо 14 W76 (100 кт). На «Борее» установлены 16 ракет «Булава». Каждая оснащена шестью боеголовками по 150 кт. Если учитывать и стратегические подводные лодки предыдущего поколения с их ракетами и боеголовками, то у России по отношению к США наблюдается большой недобор по ядерным зарядам.
Продолжение серии лодок «Борей-А» вполне логично с точки зрения сохранения в ВМФ России двенадцати РПКСН. Потому что к 2030 году будут выведены из состава флота стратегические подводные лодки нескольких модификаций проекта 667. Поэтому к десяти эксплуатирующимся, строящимся и готовящимся к закладке «Бореям» следовало бы добавить еще пару. А то и больше.
По деньгам это не столь страшно — стоимость лодки «Борей-А» порядка 20 млрд. рублей. Также следует учитывать, что на «Севмаше» прекрасно освоили строительство этой лодки, никаких неприятных сюрпризов быть не должно. К тому же чем больше серия выпускаемой продукции, тем ниже стоимость производства. Сомневаться не приходится: если надо будет, на «Севмаше» построят и два, и четыре «Борея-А».
Однако при развитии стратегического подводного флота следует учитывать, что лодки сами по себе, автономно, существовать не могут. Это относится не только к береговым службам обеспечения. Лодки и в море могут действовать лишь при поддержке специальных сил ВМС.
Проводка выходящих с базы ВМФ на боевое дежурство подводных лодок осуществляется базовыми тральщиками — чтобы обезопасить субмарины от минных полей, которые мог установить противник.
Также необходима противолодочная авиация, самолеты которой обеспечивают противолодочное обеспечение развертывания своих стратегических подводных лодок, а также их возвращения на базу. При этом они на регулярной основе осуществляют поиск, а в военное время и уничтожение подводных лодок противника на подступах к районам базирования своих сил, в том числе и стратегических.
К сожалению, ситуация и с тральщиками, и с противолодочными самолетами у нас довольно грустная. И наращивая количество «Бореев», необходимо иметь в виду сбалансированность подводного стратегического флота. Необходимо учитывать и еще один момент. Если на Северном флоте исторически инфраструктурная ситуация еще и не катастрофична, то на Тихоокеанском флоте, куда недавно были переправлены два «Борея», дела обстоят хуже.
Казалось бы, если принимать во внимание лишь количественную характеристику, с базовыми тральщиками в ВМФ все нормально. На четырех флотах и в Каспийской флотилии их 23. Однако из этого вполне приличного количества необходимо срочно вычесть 19 кораблей. Эти тральщики проекта 1265 «Яхонт» были спроектированы в 60-е годы, их строительство началось в 1971 году. Они уже сильно устарели. «Яхонт» не способен бороться с некоторыми типами современных мин. И, соответственно, не в состоянии гарантировать безопасную проводку надводных кораблей и подводных лодок через минные поля.
В середине прошлого десятилетия начали передавать флоту прекрасные базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» с корпусом из стеклопластика, абсолютно немагнитным. Вот этот корабль гарантирует защиту от мин любой конструкции. К настоящему моменту ВМФ переданы четыре «Александрита». Ожидаются к середине этого десятилетия еще шесть.
На четыре флота и одну флотилию этого маловато будет. Дело усугубляется тем, что в связи с полной катастрофой в сегменте морских тральщиков предполагается привлекать «Александриты» к сопровождению кораблей в дальних морских походах. Хоть у этого базового тральщика мореходность не слишком высокая. И это значит, что базы приписки «Бореев» оголятся.
Противолодочную авиацию представляют два самолета — Ил-38 (на базе Ил-18) и Ту-142 (на базе Ту-95). Туполевская машина тут не в счет, она предназначена для дальних морских и океанских рейдов. Ил-38, которых сейчас в морской авиации ВМФ 15, — самолет старый, с ограниченными возможностями поиска подводных лодок противника. Он начал эксплуатироваться в 1969 году. Правда, и американский «Орион», который сейчас активно вытесняется «Посейдонами», не намного моложе. Но Ил-38 существенно проигрывает ему по боевым возможностям.
В 2014 году начали модернизировать Ил-38 до модификации Ил-38Н, которая, как утверждают разработчики радиокомплекса, в четыре раза эффективнее прототипа. Но дело идет довольно медленно — сейчас в строю только семь обновленных машин.
При этом возросла лишь эффективность обнаружения подводных лодок противника, но ударные возможности остались на том же невысоком уровне. Если у американского «Посейдона» шесть точек внешней подвески ракет и торпед, то у российского самолета во внутреннем отсеке находятся всего лишь две торпеды или глубинные бомбы.
Военное обозрение
Российским летчикам выдадут пистолеты-пулеметы
У США появилось новое оружие, способное нанести удар по России
Водитель грузовика задавил военного на КПП в Подмосковье
Стала известна примерная стоимость нового российского авианосца
Все материалы по теме (3268)