По сведениям ряда российских телеграмм-каналов из Средиземного моря проливом Гибралтар в Атлантику вышел сравнительно крупный отряд российских боевых кораблей, долгие месяцы выполнявших задачи в сирийском порту Тартус. В составе отряда черноморский фрегат «Адмирал Григорович» (проект 11356) и два балтийских корвета — «Сообразительный» и «Стойкий» (оба проекта 22380).
Если так, то куда, почему и зачем направляются эти корабли? В принципе все совершенно понятно. И люди, и техника просто изнемогли. Экипажи «Сообразительного» и «Стойкого» провели в восточном Средиземноморье почти полгода (с октября 2022-го). А что касается «Адмирала Григоровича» — тот и вовсе рекордсмен, каких и не бывало ни в СССР, ни в новой России. Как ушел из Севастополя на боевую службу к Сирии в октябре 2021 года (иначе говоря — полтора года назад), так посреди нескончаемых тревог, построений, приборок и авралов света белого и не видел.
Все сроки доковых и прочих ремонтов фрегата давно сорваны. Моряки и корабль держатся на честном слове, собственном проворстве и даже настоящем геройстве.
Про тех, кто придет на смену в Сирии «Адмиралу Григоровичу», «Сообразительному» и «Стойкому» не слышно ровным счетом ничего. А все вместе это означает, что впервые с 2015 года (когда началась эта операция России на Ближнем Востоке) в Средиземном море у нашей страны не осталось ни единого крупного ударного корабля.
Прежде ведь как было? Тройка новых черноморских фрегатов проекта 11356 (кроме «Григоровича» еще «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров») у причалов Тартуса менялась с регулярностью кремлевских караулов. В случае, если обстановка в Средиземном море резко осложнялась, выходили к Сирии парой. Если совсем уж припекало — их усилия дополняли ударные боевые корабли других флотов. До Тихоокеанского флота включительно.
Но после февраля 2022 года Турция в соответствии с Конвенцией Монтре закрыла черноморские проливы для прохода любых боевых единиц всех без исключения государств. Наши, те, что входят в состав Черноморского флота, вольны были из Сирии вернуться к местам своего постоянного базирования. Могут это проделать и сегодня. Вот только обратно в Тартус их никто не пропустит через контролируемые турками Босфор и Дарданеллы.
А гонять к Сирии замены, скажем, с ближайших при таких военно-политических раскладах портов Балтики — то еще «удовольствие». «Круиз» туда и обратно вокруг почти всей Европы — это тысячи морских миль. Драгоценный моторесурс двигателей просто вылетает в прожорливые корабельные трубы.
Вот и вышло, что полгода назад «Сообразительный» и «Стойкий» этот маршрут еще как-то одолели. И теперь уходят в Балтийск с помощью ремонтников зализывать технические «раны». А давно густо обросшему средиземноморскими ракушками и водорослями «Адмиралу Григоровичу» надо хоть как-то из последних сил дотопать до Калининграда. Чтобы в тамошнем судостроительном заводе «Янтарь» хотя бы на пару месяцев встать на срочное восстановление технической готовности и на межпоходовый ремонт. По данным ТАСС, ремонт фрегата продлится как минимум до конца полугодия.
А что потом? Любой на этом корабле знает: потом снова не в Севастополь. В Сирию. Потому что больше некому. Потенциальные сменщики «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен» не вправе покидать Севастополь. Ибо по уши заняты в нашей спецоперации на Украине. Это высокоточные «Калибры» из их пусковых установок регулярно наводят ужас и опустошение в рядах противника. И освободить их от продолжения выполнения тех же задач в ближайшей перспективе вряд ли кто решится. А значит, и смены «Григоровичу» не предвидится.
Кстати, ровно та же история и с нашими дизель-электрическими подводными лодками типа «Варшавянка» в Средиземноморье. В Тартусе на сегодня осталась одна-единственная из них — Б-265 «Краснодар».
С точки зрения боевого потенциала российского постоянного оперативного соединения в Средиземном море это почти что ничего. Для создания хоть сколько-нибудь дееспособной подводной завесы на подходах к морскому побережью Сирии против крупного корабельного соединения противника требуется хотя бы пара «Варшавянок» с ракетами «Калибр-ПЛ» на борту. В принципе, именно столько после 2015 года мы и старались держать в этих водах. Еще одна пара таких же субмарин почти всегда была готова выдвинуться из Черного моря на помощь. После перекрытия турками проливов не выходит и этого.
До октября прошлого года в Тартусе рядом с «Краснодаром» стояла Б-261 «Новороссийск». Затем она в сопровождении спасательного буксира «Сергей Балк» ушла в Кронштадт на ремонт. Так «Краснодар» в Средиземном море остался в опасном одиночестве.
С возможностями его смены из Севастополя все обстоит точно так же, как и со сменой фрегатов. Да, в составе 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота имеются еще Б-268 «Великий Новгород», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-271 «Колпино» и Б-262 «Старый Оскол». Все до единой — в строю. Но точно так же, как и уже упомянутые фрегаты «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» они регулярно заняты нанесением ударов ракетами «Калибр» по территории Украины. И никто их от этой важнейшей на сегодня для нашей страны задачи освобождать не собирается. А значит — и уходить к Сирии без права на скорое возвращение в Черное море тоже некому.
Однако ведь здесь важно вот что учитывать: средиземноморское направление и Украина с началом нашей спецоперации теснейшим образом оказались связанными между собой. США самым наглядным образом продемонстрировали это в феврале 2022 года, организовав невиданную по пространственному размаху операцию своего 6-го флота Neptune Strike 2022 («Удар Нептуна-2022»).
Тогда авианосец «Гарри Трумэен» и многочисленные корабли его охранения в открытую отработали сосредоточенные удары из вод Адриатики по российскому Калининграду. В ходе «Удара Нептуна-2022» кроме десятков палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Super Hornet и самолётов радиоэлектронной борьбы 1-го палубного авиакрыла (CVW-1) в налетах участвовали самолеты-разведчики E-8C и самолеты топливозаправщики Boeing KC-46 с авиабазы Рамштайн (Германия), стратегические разведывательно-ударные беспилотники MQ-9А Reaper с авиабазы Сигонелла (Италия).
Другая группа F/A-18 Super Hornet 1-го палубного авиакрыла авианосца из Адриатики через воздушное пространство Северной Македонии, Румынии и Болгарии пролетела до границ Украины и вернулась обратно. Как полагают специалисты, целью этих действий была отработка учебного ракетного удара по Донбассу.
Россия тогда крайне серьезно и очень заранее принялась готовиться к наблюдению за действиями кораблей 6-го флота ВМС США. В дополнение к боевым возможностям наших кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов, сосредоточенных к февралю-2022 в Средиземном море, туда же из Владивостока был прислан и ракетный крейсер «Варяг» в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и танкера обеспечения «Борис Бутома».
16 мощных восьмитонных противокорабельных крылатых ракет П-1000 крейсера «Варяг», в ходе всей операции следовавшего за «Гарри Трумэном» на дистанции прямого залпа, выглядели достаточно весомым предупреждением американцам со стороны Москвы. Присутствие одной или двух наших многоцелевых атомных подводных лодок в том же районе хотя и не афишировалось, но явно подразумевалось.
К несчастью, сегодня не только «Варяга» след в Сирии давно простыл. В начале марта нынешнего года из Сирии восвояси убыл и сравнимый по мощности ракетного залпа с тихоокеанским крейсером новейший фрегат Северного флота «Адмирал Касатонов». Теперь, как уже сказано, — ушел и «Адмирал Григорович» с балтийскими корветами.
Что теперь имеем в районе Сирии? Как в детской считалочке: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б — пропало. Что осталось на трубе?».
Если честно — почти ничего не осталось. И это очень тревожно. Не только в отношении судьбы далекой от нас Сирии. Но и относительно чадно полыхающей буквально под боком Украины.
Военное обозрение
Неизвестные в военной форме убили 60 человек на севере Буркина-Фасо
Из Судана идет эвакуация людей
Планета стала тратить больше на оборону
Американцы бегут из Судана
Все материалы по теме (5110)