«Shadow Seal»: Англичанка теперь будет гадить в воду

29

«Shadow Seal»: Англичанка теперь будет гадить в воду

Британская компания «JFD» (Абердин, Шотландия) заявила о выходе на заключительный этап программы испытаний перспективной сверхмалой подводной лодки «Shadow Seal». Под таким названием скрывается легкий, но чрезвычайно мощный тактический водный аппарат, способный перемещать в надводном, подводном и полупогружном режимах четырех боевых пловцов. Производитель заявляет об окончательно сформированном внешнем облике изделия, что предполагает достаточно быструю его передачу в распоряжение заказчика.

И кто же у нас заказчик? Главным претендентом на эту почетную роль выступает USSOCOM (Командование специальных операций США), а функции продвижения сверхмалой подводной лодки возложены на одну из американских компаний — «Blue Tide Marine». В ее задачи входят демонстрационные мероприятия в сочетании с организацией конкурсов, проводимых Пентагоном. Но сначала немного об истории проекта.

Первая информация о старте проекта «Shadow Seal» появилась в середине десятых годов и поступила из офиса компании «Ortega Submersibles» (Нидерланды). Тогда целью проекта позиционировалось создание многоцелевого транспортного средства, способного заинтересовать не только военные, но и гражданские структуры. В 2019 году проект перешел в собственность британской «JFD», которая занялась его развитием и совершенствованием, включая пересмотр функционального предназначения изделия.

Позже был осуществлен перевод аппарата в категорию военной техники с перспективой его поставок ВМС стран-партнеров. По мнению разработчика, такая СМПЛ не может не заинтересовать специальные подразделения боевых пловцов США и их вассалов из Североатлантического альянса, тем более что в его создании были реализованы передовые технологии и конструктивные решения. Перманентно дряхлеющему «гегемону», взрывающему чужие подводные газопроводы, без средств, аналогичных «Shadow Seal», очень трудно осуществлять свою «миротворческую» деятельность на благо «демократии».

Кстати, в мае текущего года USSOCOM оборонного ведомства «сияющего града на холме» провело выставку-конференцию, на полях которой была продемонстрирована принципиально новая версия малой подводной лодки «Shadow Seal», созданная с максимально возможным учетом требований Командования специальных операций США. И что в перспективе?

Как было сказано выше, в мае текущего года британская СМПЛ вышла на завершающую стадию заводских испытаний, в ходе которых продемонстрировала свои технические и эксплуатационные возможности, а также боевой потенциал. Кроме того, лодка «Shadow Seal» была грамотно «засвечена» на проходившей в Лондоне в середине сентября военно-технической выставке «DSEI-2023». После прохождения лодкой программы заводских испытаний вблизи шотландских берегов и необходимого технического обслуживания, изделие отправится в Форт-Лодердейл (штат Флорида) для получения окончательного одобрения со стороны Пентагона.

И немного о технических, конструктивных и эксплуатационных характеристиках этого, безусловно, интереснейшего изделия. По настоянию заказчика в создании СМПЛ были использованы решения, направленные на рост ключевых характеристик в сочетании с упрощением эксплуатационных требований и максимально возможного удешевления производства.

В носовой части изготовленного из высокопрочного стеклопластика корпуса (в форм-факторе «лодка») размещена основная часть ключевых узлов и агрегатов. Таких, например, как аккумуляторные батареи. Центральная часть отведена под две двухместные кабины, а кормовая — под силовой агрегат. Носовая и кормовая части оснащены горизонтальными рулями, отличающимися большой площадью поверхности. Массогабаритные характеристики британской сверхмалой подводной лодки выглядят следующим образом: длина — порядка восьми метров, ширина — около метра, масса — две тонны. Изделие способно нести полезную нагрузку массой 750 кг. Максимальная глубина погружения «Shadow Seal» составляет не более 22−25 метров.

Силовой агрегат электрического типа, движение которого обеспечивается двумя гребными винтами в кольцевых каналах, что позволяет лодке в надводном положении развивать скорость порядка 4,5 узлов (8,33 км/ч) при максимальной дальности хода в восемьдесят морских миль (148,16 км) в течении двадцати часов. Переход плавсредства в полупогружной режим снижает показатель максимальной скорости до уровня 4-х узлов (7,41 км/ч), равно как и длительность непрерывного движения. В подводном положении «Shadow Seal» движется еще медленнее, а дальность его действия находится в прямой зависимости от массы снаряжения его экипажа. Выполненные в тандемной компоновке кабины открытого типа защищены лишь предохранительными козырьками и обеспечивают перевозку людей исключительно в водолазном снаряжении.

Передняя кабина лодки оснащена постом управления, оборудованном монитором для вывода различной, включая видео, информации и оптико-электронной станцией с 4,2-метровой телескопической мачтой, выполняющей функции перископа. Ее наличие существенно улучшает ситуационную осведомленность экипажа, предоставляя определенные преимущества в боевой обстановке. Производителем предусмотрен режим дистанционного управления, при котором оператор находится на борту другого судна или на берегу. Правда, дальность работы в этом случае определяется условиями, влияющими на скорость прохождения радиосигнала.

Таким образом, сверхмалая подводная лодка «Shadow Seal» может действовать как самостоятельно, так и в паре с судном-носителем, в качестве которого может выступать любое плавсредство, обладающее возможностью транспортировки, спуска на воду и последующего подъема изделия. А также имеющее на борту средства дистанционного управления, технического обслуживания и т. д.

Как обстоят дела на сегодняшний день? В очередной, напоминаем, финальный, этап программы испытаний «Shadow Seal» вошел в своем серийном облике. По результатам которого должен быть реализован его выход на рынок вооружений. Изделие готово для демонстрации потенциальным заказчикам, приоритетными из которых, как и следовало ожидать, окажутся ребята из «самого мирного» военно-политического блока.

Рассматривая технический аспект данного события следует отметить, что перспективная британская СМПЛ является довольно интересным образцом специфического вооружения. В его создании использовано достаточно удачное соотношение передовых решений, технологий и материалов, обеспечивших приобретение изделием весьма высоких технических и эксплуатационных характеристик. Такое плавсредство способно удовлетворить даже самый взыскательный спрос, характерный для подразделений специального назначения, поскольку электрическая энергетическая установка, обеспечивая высокие ходовые характеристики, отличается низким уровнем шума и, как следствие, минимальным риском обнаружения противником. Кроме того, СМПЛ «Shadow Seal» — очень эффективное средство эвакуации боевых пловцов после выполнения задания, равно как и в случае его провала.

Военное обозрение

Сенегал и Кот-д’Ивуар отказались от интервенции в Нигер

В США сменился главнокомандующий армией

Румыния стягивает силы к границе с Украиной

В петербургские военкоматы выстроились длинные очереди

Все материалы по теме (5596)