Русский робот погиб на Сирийском полигоне — Свободная Пресса

168

На фото: боевой робот "Уран-9"

Министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что по результатам сирийской компании решено скорректировать план закупок военной техники. Готовятся дополнительные контракты на приобретение вооружения, прекрасно зарекомендовавшего себя при разгроме террористических группировок. Среди особо отличившихся — самолеты фронтовой авиации, ударные вертолеты, а также авиационные средства поражения.

По словам министра за пять лет в Сирии прошли испытания 360 образцов российского вооружения и военной техники, как уже принятых на вооружение, так и только подготавливаемых к принятию. По итогам использования в Сирии было зафиксировано около двух тысяч замечаний и недостатков. По каждому из них были приняты решения либо об исправлении недочетов, либо об отказе в принятии на вооружение. Благодаря этому вся военная техника и вооружение, находящаяся в составе российской группировки в Сирии, приведена в соответствие с предъявляемыми требованиями. Так что некоторые позиции пришлось вычеркнуть из гособоронзаказа.

Безусловными лидерами востребованности стали истребитель-бомбардировщик Су-34 и многоцелевой истребитель Су-30СМ. Обе машины относятся к поколению 4++. Они будут закупаться для ВКС дополнительно по отношению к утвержденному плану.

Возникает вполне естественный вопрос: почему в этом ряду нет многоцелевого истребителя Су-35С, который по боевым возможностям уступает только истребителю пятого поколения Су-57? Ответ на него прост: потому что Су-35С дороже, и, соответственно, Министерству обороны за те же деньги удастся купить меньшее количество этих, безусловно, прекрасных самолетов. Расклад (конечно, довольно приблизительный) такой — Су-35С стоит 2 млрд. рублей, Су-34 чуть больше миллиарда, Су-30СМ порядка 1,5 млрд. Разница в конечных суммах контрактов весьма значительная.

А между тем истребительная авиация России динамично развивается. ОКБ Сухого находится на финише разработки нового самолета Су-30СМ2. Он интересен тем, что конструкторы максимально унифицировали его с Су-35С. В частности, на нем установлен тот же двигатель с всеракурсно отклоняемым соплом — АЛ-41Ф-1С. Вероятно, будет и та же самая РЛС «Ирбис», частично пересядет на Су-30СМ2 и другая авионика от Су-35С. Новый самолет пока еще не поднимался в воздух, но Шойгу заявил, что до конца года будет подписан контракт на 21 самолет.

Среди сирийских «отличников боевой подготовки» и два ударных вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», которые будут дополнительно закупаться сверх программы гособоронзаказа. При этом в начале эксплуатации этих винтокрылых машин в Сирии к ним было довольно много вопросов. Особенно к Ми-28Н, и его считали «сырым» и непригодным для эксплуатации в реальных боевых условиях.

Именно из-за ошибок конструирования в апреле 2016 года разбился «Ночной охотник», унеся жизни пилота и оператора. Причем именно ночью из-за плохой работы приборов ночного видения пилот, совершавший прямой полет, не участвуя в боевых действиях, потерял ориентацию и столкнулся с горой.

ОКБ Миля довольно быстро доработало очки ночного видения. Аварий больше не было. Однако доработка получилась «на троечку». Вот как охарактеризовал ситуацию в декабре 2017 года председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главком ВКС Виктор Бондарев: «Ми-28 довели до ума благодаря Сирии. Так вот, летчики говорят, что стало лучше, но не все стало лучше — электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют „смерть пилотам“. Небо безоблачное, все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят».

В конечном итоге возможности не только совершать полеты, но и воевать ночью довели до требуемого уровня. Конструкторы не только ОКБ Миля, но и концерна «Радиоэлектронные технологии», создавшие авионику для вертолета Ми-28Н, изрядно потрудились, устраняя «косяки». Вот что было проделано в кратчайшие сроки.

Были установлены новые чувствительные и избирательные датчики пуска неприятелем ракет.

Расширен климатический диапазон работы вертолета за счет обеспечения нормального функционирования всех систем в условиях повышенной температуры и большой концентрации в воздухе пыли и песка. Неучтенность климатических особенностей неблагоприятно сказывалась на работе газотурбинной вспомогательной силовой установки, использующейся для запуска турбовальных двигателей. Пришлось устанавливать более эффективный фильтр в канал воздухозаборников.

Был доработан бортовой комплекс обороны «Витебск», который также используется и на Ка-52.

И, наконец, «Ночному охотнику» увеличили дальность поражения бронированной техники и живой силы. Изначально вертолет был оснащен управляемой противотанковой ракетой «Атака» с дальностью 6 км, развивающей скорость в 1,5 М. Арсенал Ми-28Н дополнили ракетой «Вихрь-М», использующейся на вертолете Ка-52. Ее дальность достигает 10 км, а скорость — 2 М. Для этого пришлось доработать систему управления вооружением и, в частности, бортовую РЛС. Это мероприятие скачкообразно повысило защищенность вертолета, поскольку теперь он может вести стрельбу, не входя в зону ПВО противника, образованную ЗРК ближнего действия.

По вполне понятным причинам Министерство обороны не склонно распространять информацию о «технике-неудачнице», не сумевшей пройти испытания на «Сирийском полигоне». Однако что-то все-таки становится известно.

«Черную метку» получил роботизированный наземный комплекс «Уран-9», предназначенный для проведения разведки и нанесения ракетно-пушечных ударов по противнику. В действительности, от робота там ничего нет — это типичный беспилотник на гусеничном шасси, управляющийся по радиоканалу оператором, находящимся на расстоянии до трех километров.

«Уран-9» вооружен пушкой калибра 30 мм и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм, а также 4-я противотанковыми ракетами «Атака» и 12-ю огнеметами «Шмель».

Вот неполный перечень выявленных в Сирии недостатков, некоторые из которых неустранимы.

Невозможность стрельбы на ходу, только в статическом положении. Низкая надежность пушки. И большой промежуток между подачей команды и выстрелом. Частый выход из строя опорных катков гусеничной платформы. Низкая скорость — 35 км/ч. Низкая огневая мощь. В разведывательном режиме тепловизионная камера распознает цели на дальности до 2 километров. С ухудшением погодных условий это расстояние сокращается. Ненадежный канал связи оператора с роботом…

Военная комиссия вынесла приговор: подобные комплексы не смогут участвовать в боевых действиях в течение ближайших десяти лет. Технические погрешности исправить возможно, но неустраним концептуальный изъян. Оператор, управляющий таким комплексом не в состоянии получать необходимый объем информации об условиях, в которых находится робот — то есть с какими он сталкивается угрозами, какую поддержку способен оказывать своим войскам.

Есть сведения, что разработчики «Урана-9» устранили некоторые замечания, и его даже приняли на вооружение. Однако понятно, что Министерство обороны закупать эти комплексы не намерено.

А история с боевой машиной поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-2» более оптимистична. В Сирии было установлено, что у этой, безусловно, полезной машины недостаточная дальность стрельбы спаренных пушек калибра 30 мм — всего 4 км. В то время, как «Терминатор» может быть поражен противником противотанковыми ракетами, имеющими дальность 5 км. И для того, чтобы поразить такие опасные цели в Сирии приходилось использовать ракеты с дальностью 5 км. Но их у «Терминатора» лишь 4.

Поэтому было принято решение установить на БМПТ пушку калибра 57 мм с дальностью 12 км. Эти работы выполнены. Имеются сведения, что «Терминатор-3» готов к испытаниям.

Военное обозрение

Зарубежных специалистов изумил ночной трюк Су-34

В США признали, что российские подводные лодки лишили Америку статуса «недосягаемой»

В Bloomberg заявили о максимальной боеспособности России

В России стартовал осенний призыв

Все материалы по теме (2769)