Немецкий оборонный концерн Rheinmetall скоро закончит строительство на Украине второго военного завода. Об этом в ходе своего визита в Германии заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
«Rheinmetall только что открыл первый завод в Украине. Скоро будет завершен и второй», — сообщил он на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Олафом Шольцем. И подчеркнул, что немецкий концерн продолжит наращивать поддержку Киева.
Напомним, еще летом 2023 года глава концерна Армин Паппергер рассказал в одном из интервью о «многообещающих переговорах» с Украиной по поводу строительства на ее территории военного завода, который, по его словам, мог бы производить до 400 танков Panther в год. Он даже назвал тогда примерную сумму — 200 млн. евро, которая потребуется для реализации этих планов. Но вскоре речь уже шла о создании на территории «незалежной» четырех «дочек» Rheinmetall, где будут производить танки, БМП, а также обслуживать технику.
И вот в октябре Паппергер объявил, что компания запустила свой первый завод на Украине. Пока там якобы только обслуживают и ремонтируют немецкую бронетехнику, но к концу года собираются наладить выпуск боевой пехотной машины Lynx («Рысь»).
БМП Lynx — одна из последних разработок Rheinmetall. Опытный образец машины продемонстрировали в 2016 году на оружейной выставке в Париже. Экипаж БМП состоит из трех человек, плюс — до 8 десантников. Как утверждают создатели, броня Lynx должна защищать от противотанковых комплексов и артиллерийских снарядов среднего калибра. Боевая машина способна нести 30-миллиметровое или 35-миллиметровое орудие, с которым спарен пулемет, а также пусковую установку для управляемых ракет Spike.
Год назад глава концерна рассказывал, что первые десять таких бронеавтомобилей уже производятся для Украины в Германии. При этом, где находится предприятие, откуда до конца года в ВСУ должна пойти первая партия украинских «Рысей», до сих пор является большим секретом. Как и место второго завода, который, по словам Рютте, Rheinmetall скоро достроит.
Между тем, летом 2023 Телеграм-канал «Рыбарь» (тот самый, за информацию о котором Госдеп США недавно объявил награду в 10 млн долларов) писал, что «нечто секретное» начали возводить в Закарпатье возле села Чернотисов (это в 25 км от границы с Румынией). Причем речь, судя по всему, идет о масштабной стройке с подземными сооружениями для защиты от ракетных ударов.
«Размещение вплотную к румынской границе выгодно логистически и из соображений защиты: в Rheinmetall явно рассчитывают, что ВС РФ не будут бить по заводу из-за вероятности промаха и международного скандала», — делает вывод автор канала.
То есть, можно предположить, что немцы действительно могли завод построить. И сейчас на подходе — второй. Но без электроэнергии эти предприятия работать не смогут, а ситуация в энергетической сфере Украины, как признают эксперты, критическая.
На этом фоне весьма показательны заявления главы офиса псевдопрезидента «незалежной» Андрея Ермака о том, что Киев готов рассмотреть соглашение с Россией о взаимном прекращении ударов по энергетической инфраструктуре, если посредником выступит Катар. По его словам, в настоящее время переговоры между Киевом и Москвой не ведутся, но возможность соглашения будет изучена, если возникнет шанс на его реализацию через третьи страны.
Понятно, что тут нет никакой заботы о рядовых украинцах, которым, возможно, придется этой зимой по 8−14 часов в сутки сидеть без света. Интерес исключительно в том, чтобы прежде всего беспрерывно работали военные заводы. В том числе и заводы Rheinmetall, если, конечно, они в реальности существуют на территории Украины.
Прокомментировать, где в условиях СВО такие производства могут размещаться, «СП» попросила экс-депутата Верховной рады, заслуженного юриста Украины Владимира Олейник:
— Для начала хотел бы напомнить слова министра иностранных дел Сергея Лаврова, о том, что любые военные объекты на Украине являются законной целю для России. Кстати, завод по производству турецких «Байрактаров» — о чем в свое время тоже было много разговоров — так и не построили. Они хотели разместить производство на запорожском «Мотор Сич», где с советских времен разрабатывали и собирали двигатели для авиатехники. Ведь в БПЛА главное, это двигатель и электроника. Все остальное можно собирать на кухне. Но линию так и не запустили.
Что касается заводов Rheinmetall, то, я думаю, плоды производства хотя бы одного из них мы должны были бы уже видеть. Это все-таки не мелкотоварная какая-то вещь, как патрон, например, а бронетехника. Тем более, первую партию БМП они собирались выпустить до конца года — до конца года всего ничего осталось.
Опять же, завод — это конвейер. Это не так, что где-то в гараже сварили просто несколько бронелистов, колеса — и все.
«СП»: А где, по-вашему, немецкие заводы могут располагаться?
— Если речь идет о каких-то гарантиях безопасности, то, к примеру, это может быть район днепропетровского «Южмаша». В советское время там выпускали знаменитые межконтинентальные ракеты Р-36М «Сатана», и многие производства как раз работали глубоко под землей. То есть, спрятать сборочные цеха поглубже — возможность есть. Но лучше бы главе концерна и генсеку НАТО об этом не объявлять. Потому что, тем самым они привлекают к себе внимание военной разведки России. И туда рано или поздно прилетит «Искандер» либо мощная планирующая авиабомба.
Да тот же «Кинжал» за счёт гиперзвуковой скорости и сверхвысокой кинетической энергии способен пробивать десятки метров бетона.
А поскольку это очень чувствительное производство — то есть, если будет какое-то звено выбито и с людьми, то, понятно, что встанет все надолго. К тому же, я уверен, после заявления Рютте поступили команды срочно еще раз все проверить. Территория Украины, которая была частью Советского Союза, мониторится капитально. Вы что думаете, за время так называемой независимости там построили какие-то новые серьезные подземные сооружения?
«СП»: Проходила информация по соцсетям, что на границе с Румынией в Закарпатье летом 2023 развернулось масштабное строительство неких подземных сооружений…
— А вот этого не исключаю. Дело в том, что завод возле границе — это и очень удобная логистика для поставки комплектующих. Поскольку вряд ли техника там будет производиться с нулевого цикла — это слишком сложно. Скорей всего, речь идет о крупноузловой сборке, когда привозят уже готовые кузова, двигатели, соответствующее вооружение и т. д.
Но в любом случае это тоже абсолютно достигаемые для российских средств поражения цели. Поэтому, как ни прячь — поможет как мертвому припарка.
Сегодня главное — не оружие. Не то, что они собираются производить. А люди. Там полный обвал мобилизации — медиков и специалистов ПВО уже в пехоту отправляют. Поэтому кто на этих БМП будет ездить, я не знаю. И кто работать на этих заводах будет, тоже вопрос. Мужчин гребут подчистую, женщины — на очереди.
Зеленский на днях провел совещание потребовал пересмотреть предоставление «брони» рабочим — ему показалось, что полтора миллиона освобожденных от мобилизации это большой пробел. Ведь он смотрит на этих людей как на пушечное мясо.
И кто же пойдет на эти заводы работать, зная, что бронь их не защитит, зато прилететь может в любой время?
Военное обозрение
Глава Минобороны России обратился к военным разведчикам
В России разработали плавучий бронежилет
Пентагон: Около 77% молодых американцев непригодны для службы в армии
Коротченко: Генштаб ВС РФ отработал на тренировке применение ЯО по новым планам
Все материалы по теме (6465)