Рассуждения некоторых западных чиновников о возможной передаче Украине ядерного оружия абсолютно безответственны. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В свою очередь зампред Совбеза Дмитрий Медведев занял более жесткую позицию: передача Соединенными Штатами ядерного оружия Украине может считаться подготовкой к ядерному конфликту с Россией. А фактически — это акт нападения на нашу страну.
Жесткие заявления российское военно-политическое руководство сделало после публикации в New York Times о том, что американские и европейские чиновники обсуждают возможность передать Киеву ядерное оружие. Причем в тексте статьи странная формулировка: изъятое у Украины после распада СССР.
По Будапештскому меморандуму Киев передал свои запасы ядерного оружия России. Вряд ли речь идет о том, что Москва внезапно добровольно вернет специальные боеприпасы Украине.
Скорее всего, под такими завуалированными высказываниями скрывается новая политическая формула. «Россия не исполнила свою часть сделки по Будапештскому меморандуму. Поэтому мы возвращаем Украине ее ядерный арсенал. Ранее Киев передал спецБЧ Москве. Значит, мы компенсируем их за счет своих запасов».
Конечно, можно долго обсуждать, как с политической точки зрения возможен такой маневр. Но гораздо интереснее проанализировать военно-технические аспекты передачи Западом Киеву специального оружия.
Непосильная задача
На момент распада СССР на территории Украины находилось три военных округа. Также территория советской республики служила местом базирования ракетных соединений РВСН и стратегической ракетоносной авиации. Поэтому незалежной досталась вся линейка ядерного оружия — от стратегических ядерных зарядов большой мощности до артиллерийских снарядов, оснащенных тактическими спецБЧ.
Украина уже неоднократно заявляла, что готова возродить свой ядерный арсенал. Причем, такие высказывания Владимира Зеленского в конце 2021 г. как раз и стали одной из причин начала специальной военной операции.
Запад передаст Киеву ядерное оружие — довольно распространенное мнение в российских соцсетях и телеграм-каналах. А Украина скажет, что это изделия собственного производства. Либо Запад просто передаст материалы, а уже там все сделают самостоятельно.
В СССР существовала сложная схема получения оружейного урана и плутония. В ней были задействованы специальные комбинаты, энергетические центры, институты и т. д. Но все эти организации находились на территории РСФСР. Поэтому Украина не обладает специальными мощностями по производству боевых расщепляющих материалов. Мнение, что спецбоеприпас можно сделать из отработки ядерного топлива АЭС, вызывает только усмешку.
При этом Украина, до начала СВО, действительно, располагала мощной научной базой для производства штучных ядерных зарядов из уже готовых расщепляющихся материалов. Правда, не было специальных промышленных цехов для их производства. Но при определенном желании создать такую инфраструктуру не слишком сложно.
Однако с началом СВО Россия последовательно наносила удары по институтам и промышленным объектам, на базе которых можно создавать спецБЧ. Поэтому в настоящее время Киев уже не располагает даже минимальными возможностями построить ядерный заряд, даже если ему передадут обогащенный уран или плутоний.
А если внимательно изучить состояние ядерной промышленности в США, Великобритании и Франции, то становится понятно, что свободных боевых расщепляющихся материалов там нет. Все свои линии по обогащению эти страны планомерно сворачивали с 1990-х годов. К концу 2010-х все такие объекты были закрыты. К примеру, в Соединенных Штатах уже несколько десятков лет не произведено ни одного нового спецбоеприпаса. Такая же ситуация у Лондона и Парижа.
Правда, в настоящее время правительства трех стран пытаются возродить «былое атомное величие» и перезапустить циклы производства расщепляющихся боевых материалов. Но, даже по самым оптимистичным подсчетам, добиться этого, если вообще получится, можно не раньше 2027 года.
По официальным данным американского Национального управления по ядерной безопасности, две площадки для обогащения плутония начнут функционировать в 2027 году. При этом нет точных данных, когда они смогут начать выдавать продукцию. Поэтому управление честно указывает, что срок реализации проекта 25 лет.
Но по программе производства плутония у Вашингтона хотя бы есть предварительные сроки. С работами по урану ситуация более сложная. 9,5 млрд долларов уйдет только на перезапуск объекта в Ок-Ридже (Oak Ridge). Через сколько он начнет работать, пока неизвестно.
Европейская нищета
В сложившейся ситуации уже понятно, что единственный вариант для Киева обзавестись ядерным оружием — получить его из арсеналов западных стран. Но о каких изделия может идти речь?
Надо понимать, что ядерное оружие имеет два компонента: специальный боеприпас и средство доставки. По раздельности эти два компонента по большей части бесполезны. Работают они, только когда сведены в единый комплекс.
В настоящее время у Киева есть только три «союзника», которые могут передать ему специальное оружие: США, Великобритания и Франция.
При этом надо учитывать специфику ядерных арсеналов этих стран. Так, у англичан и французов имеются только спецБЧ большой мощности, которые устанавливаются на баллистические ракеты морского базирования. Правда, в распоряжении Парижа есть чуть более 50 ядерных ракет авиационного базирования.
Поэтому Франция и Великобритания в качестве доноров ядерного оружия для Украины сразу отпадают. Передать такие заряды можно только в составе МБР. Понятно, что запускать такие изделия Киев не способен. Поэтому весь этот проект выглядит авантюрой. К тому же надо отметить, что в целом ядерный арсенал обеих стран крайне мал.
Закулисные маневры
Зато Соединенные Штаты, помимо стратегического ядерного оружия, располагают достаточно большим арсеналом тактических авиабомб В-61. Эти изделия США в случае войны по соответствущим программам НАТО передают и другим странам — в том числе ФРГ, Голландии, Бельгии и т. д.
Важная особенность В-61 в том, что это одновременно и стратегический, и тактический боеприпас. В изделии размещен специальный переключатель, который позволяет регулировать мощность бомбы. Переданные Украине истребители F-16 после короткой доработки без особых проблем могут стать носителями таких боеприпасов. Чуть больше времени уйдет на модернизацию под В-61 и украинских МиГ-29. Но это вполне решаемая для специалистов НАТО задача.
Основу В-61 составляет боеголовка W-80. Последняя была создана в конце 1970-х специально для установки на крылатые ракеты.
Первыми новинку получили BGM-109А TLAM-N. Это морские «Томагавки», предназначавшиеся для нанесения ядерных ударов. TLAM-N списаны еще десять лет назад — боеголовки были сняты и пошли на изготовление бомб В-61 в новой версии 12.
Между тем, если внимательно изучить американские документы и открытые источники, можно сделать вывод, что все не так однозначно. В случае необходимости W-80 можно извлечь из авиабомб и после доработки подготовить для установки на «Томагавки».
Современные BGM-109D и Е стать носителями ЯБЧ не смогут. Их конструкция не позволяет смонтировать необходимые элементы для взаимодействия с W-80.
Между тем, в арсенале ВМС США еще достаточно много более старых BGM-109С с фугасной боевой частью. По сути, это те же TLAM-N. Для их превращения в ядерную ракету достаточно несколько нехитрых операций. Более того, в Советском Союзе считали, что, создавая формально «неядерную» версию «Томагавка», Вашингтон пытается тайно увеличивать свой стратегический арсенал.
И в этой ситуации просьба Киева передать «Томагавки» начинает выглядеть несколько иначе. Правда, возникает вопрос, откуда украинские военные смогут запускать такие крылатые ракеты. Подходящих кораблей у Киева нет, а развертывание на территории Украины пусковых установок Mk-41, впрочем, как и мобильных Typhon, сразу приведет к резкому ответу со стороны России.
Но уже сейчас можно смело утверждать, что запросы Зеленского именно на поставки «Томагавка» появились не из-за глупости военно-политического руководства Украины. Это часть некой большой игры.
План «Б»
Попробуем смоделировать, куда может ударить Киев, если получит ядерное оружие.
Надо понимать, что его арсенал ограничится двумя-тремя ЯБЧ тактической мощности. Даже если в распоряжении Банковой будут «Томагавки», бить вглубь России бессмысленно. Ракета будет достаточно быстро сбита. И даже если она достигнет цели, разрушения для РФ будут серьезными, но явно не критическими. А вот ответ Москвы будет предельно жесткий.
В сложившейся ситуации у Киева только один вариант — бить по российским силам в Донбассе или Курской области. В надежеде сократить превосходство ВС РФ в личном составе и технике, а при определенных условиях даже изменить ход СВО.
Военное обозрение
В России создали инновационную систему для защиты объектов от дронов
Стало известно о ротации командующих группировками войск в зоне СВО
Трамп намерен очистить армию США от трансгендеров
СМИ сообщили об убийстве шести бойцов «Группы Вагнер» в Мали
Все материалы по теме (6525)