Россия не видит сегодня необходимости в создании единой с Белоруссией армии. Об этом заявил посол в Минске Дмитрий Мезенцев.
«Взаимодействия в рамках ОДКБ достаточно для того, чтобы обеспечить нерушимость наших границ», — подчеркнул дипломат.
Он также отметил, что уровень взаимодействия между министерствами обороны РФ и Белоруссии показывает «открытость, готовность делиться специальной информацией, проведение ежегодных военных учений — это сегодня факт очевидного успешного взаимодействия, открытого и важного, для обеспечения обороноспособности двух государств».
Ранее Минобороны РФ сообщило, что Россия и Белоруссия договорились о создании трех учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих, два из которых будут расположены в России (Нижегородская и Калининградская области), еще один — в Белоруссии (Гродненская область).
Это все, конечно, хорошо, но если есть Союзное государство, должна быть общая армия, разве не так?
— В общем государстве действительно должна быть единая армия, — уверен эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров.
— Никаких двух Министерств обороны и Генштабов не нужно. Создание параллельных бюрократических структур — бессмысленная трата денег. У нас нет лишних денег, мы не НАТО. Белорусская армия должна преобразоваться в Белорусский военный округ, а ее генералы — получить высокие должности в Минобороны и Генштабе РФ.
Такое решение было бы очень выгодно для Белоруссии. Она могла бы скинуть с себя большую часть военных расходов и перенаправить госбюджет на социальные нужды. Белорусские офицеры и генералы смогли бы рассчитывать на российские зарплаты и перспективы карьерного роста, моли бы командовать армиями и военными округами. Россия в свою очередь получила бы боеспособную армию на западных границах, оснащенную по последнему слову техники.
То есть выиграли бы все, кроме Лукашенко, который хочет все контролировать, ни от кого не зависеть и править вечно. Именно поэтому Батька не только остановил процесс интеграции в рамках Союзного государства, но даже блокирует нормальное сотрудничество, которое обычно имеется между военными союзниками, в том числе в рамках ОДКБ. У нас есть военные базы в Армении, Киргизии и Таджикистане. Но нет в Белоруссии. Это — нонсенс. Самое опасное направление не имеет адекватного прикрытия.
«СП»: — Между тем, Россия и Белоруссия планируют в этом году небывало количество совместных учений. Какая опасность грозит, и сможем ли мы с ней справиться без единой армии и командования?
— Совместные военные учения — это хорошо. Но этого недостаточно. НАТО наращивает военную группировку в Восточной Европе и рано или поздно начнет против нас войну. Мы должны быть уверены в Белоруссии как союзнике. Однако поведение Лукашенко дает основания в этом сомневаться. В критический момент он может, например, объявить нейтралитет. Именно поэтому не хочет иметь российские базы на своей территории. Ему нужна свобода рук, а российские базы свяжут ему руки.
«СП»: — Вскоре после визита Лукашенко в Сочи стало известно, что Министерства обороны наших стран впервые подписали программу стратегического партнерства на пять лет. О чем это говорит? Можно ли это считать первым шагом к будущей совместной обороне уже не в рамках ОДКБ, а в рамках Союзного государства?
— Различные программы партнерства зачастую являются бутафорскими. Они создают видимость сотрудничества, когда этого сотрудничества просто нет. Взаимные поездки, «круглые столы», конференции, семинары, стажировки — все это профанация.
Реальное союзничество подразумевает совместные действия в горячих точках, общую борьбу с терроризмом, обмен разведданными, борьбу в киберпространстве, составление совместных планов боевых действий, постоянную совместную боевую учебу, а не только эпизодические военные учения, хотя это то же неплохо.
Из-за секретности, которая существует в военной сфере, мне трудно судить, насколько все это развивается в наших отношениях с Белоруссией. Однако, из того, что известно, можно сказать, что Белоруссия не действует совместно с Россией в горячих точках и не проводит совместных антитеррористических операций.
По словам белорусского политического обозревателя Кирилла Озимко, создание общей армии означало бы довольно глубокую степень интеграции.
— Это ликвидация двух отдельных армий и создание на их базе общей, с единым центром управления. А где будет этот центр управления — в Москве или Минске? Я не думаю, что Лукашенко, являясь Верховным главнокомандующим белорусской армией, был бы готов взять и просто передать её управление Москве — Путину или Шойгу, например.
А российское руководство вряд ли пойдет на то, чтобы армия РФ управлялась из Минска. Поэтому сама по себе идея объединения армий в текущих политических условиях выглядит нереализуемой.
Лукашенко неоднократно высказывался за такую форму интеграции в Союзном государстве, которая бы полностью сохраняла суверенитет Белоруссии. Поэтому создание общей армии с единым центром командования не в Минске Батька вполне может воспринимать как посягательство на военный суверенитет республики. Так что, заявление Мезенцева действительно отражает интересы белорусского руководства.
«СП»: — Взаимодействия в рамках ОДКБ достаточно для того, чтобы обеспечить нерушимость наших границ? Можем ли мы в нынешнем формате ответить на все потенциальные угрозы?
— Взаимодействие в рамках ОДКБ означает сохранение отдельных независимых армий Белоруссии, России и иных членов организации, поэтому в таком формате сторонам проще взаимодействовать.
Что касается ответа на угрозы, то здесь, конечно, практически всё будет зависеть от российской армии и политической воли Москвы, это самая мощная армия в организации, которая опережает союзников с большим отрывом.
Поэтому если в России захотят защитить Белоруссию — Москва вполне сможет это сделать и в рамках ОДКБ, без единой армии.
«СП»: — А как же Союзное государство? Оно же подразумевает единую армию, валюту, таможню, внешнюю политику, законодательную базу и т. д.
— Договор о Союзном государстве подразумевает в теории очень глубокую интеграцию. Хотя положений о создании единой армии там нет.
Но для того, чтобы проект был реализован, стороны должны передать часть своих полномочий наднациональным органам, некоему общему центру управления. Пойдут ли на это Лукашенко или Путин — вопрос риторический.
Европейская интеграция получилась, потому что там система управления более сбалансированная, гибкая, опирающаяся не на авторитарных лидеров и политиков, а на институты.
В ЕС есть Брюссель с Европарламентом и Еврокомиссией. Эти органы независимы от правительств, они координируют все страны и даже могут наказывать лидеров и политиков национальных государств за нарушение каких-то правил. В нашей политической реальности это невозможно представить, потому что никто не может быть выше президента, генсека, царя и т. д. А что делать, когда их двое?
«СП»: — На днях первый президент Украины Леонид Кравчук вспоминал, что они с Ельциным и Шушкевичем предлагали Горбачеву оставить СССР в качестве конфедерации. Выходит, Союзное государство — это даже не конфедерация, ведь и у нее должна быть общая оборона? То есть разногласия между нашими странами столь сильны, что даже в конфедерацию объединиться не получится?
—В экономической сфере Белоруссия и Россия тесно связаны, но в политической интеграции Минск четко поставил «красные линии», за которые нельзя заступать. При таких условиях речи о реальной конфедерации, конечно, быть не может. Она должна в любом случае обладать какими-то политическими институтами.
«СП»: — Раз уж мы начали сравнивать с Евросоюзом, там тоже постоянно говорят о европейской армии, но они продвинулись не дальше нашего в этом вопросе. У них есть НАТО, у нас ОДКБ, и разговоры о единой армии все время на это натыкаются. Насколько можно вообще сравнивать ситуации?
— В Евросоюзе похожие проблемы — никто не хочет ликвидировать свою суверенную армию и становиться фактически Европейской конфедерацией или даже федерацией. Тем более, что военную безопасность есть кому обеспечивать — НАТО.
Постсоветское пространство
Пашинян заявил об увольнении главы Генштаба
В Ереване сторонники оппозиции заблокировали парламент и выдвинули Пашиняну ультиматум
Кравчук рассказал, как ходил к Горбачеву «сохранять СССР»
Коротченко: сохранение Пашиняна у власти выгодно России
Все материалы по теме (3053)