Профукали нишу: «Американец» MC-130J заберет все заказы у нашего гидросамолета Бе-200 — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

68

Профукали нишу: «Американец» MC-130J заберет все заказы у нашего гидросамолета Бе-200 - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

В США на всю катушку начинается раскрутка таинственной программы MC-130J, или просто MAC — так Командование специальных операций ВВС США (AFSOC) обозначило секретный гидросамолет для своих супер-пупер миссий. Собственно, заокеанские спецназовцы давно мечтали об аналоге знаменитого на весь мир самолета-амфибии Бе-200 «Альтаир», поэтому событие это было предсказуемым.

Подполковник Джош Трантам, заместитель начальника отдела AFSOC по науке, системам, технологиям и инновациям, специалист весьма авторитетный в США, охарактеризовал MAC следующим образом:

«В партнерстве с директоратом по планированию и экспериментам в области стратегического развития Научно-исследовательской лаборатории ВВС (AFRL-SDPE) AFSOC разрабатывает десантный комплекс MC-130J Commando II (MAC) для улучшения поддержки специальных операций на море. Эта способность (садиться на море) предоставляет расширенные материально-технические возможности для будущей конкуренции и конфликтов».

Как видите, слово «конкуренция» стоит впереди «конфликта», а это означает, что MC-130J будут навязывать всем странам, заинтересованным в больших гидросамолетах. Поскольку в большую войну мало кто верит, то речь идет скорее о коммерческом проекте, чем военном. Янки просто заполняют все свободные ниши, до которых у них ранее не доходили руки.

На конкурс AFSOC был выдвинут ряд разных концепций планеров, некоторые из которых выглядят более традиционными, в то время как другие имеют более обтекаемый, конформный и футуристический вид. Есть и такие, которые схожи с «Альтаиром», как братья-близнецы.

И вот AFSOC, позиционирующая себя как самая крутая в мире военная организация, наконец-то опубликовала, правда, в «зернистом формате» (все-таки топ-секрет) снимок новой машины, которая, возможно, пойдет в серию. После этого «возбудились» тамошние диванные эксперты, открывшие для обсуждения отдельный форум. Наиболее популярные комментарии заканчивались фразой: «Я тоже хочу ту дрянь, которую курят конструкторы».

Оказывается, MC-130J — это старый добрый «Геркулес», точнее, Lockheed C-130, начавший эксплуатацию еще в 1956 году. Теперь на этот удачный во всех отношениях высокоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями нацепили гигантские поплавки, похожие на катамаран. Тем самым сотрудники AFRL-SDPE с аффилированными с ними конструкторскими фирмами спроектировали примитивный гидросамолет, правда, очень большой — такой же, как наша амфибия Бе-200.

Можно не сомневаться, что руководство спецназа ВВС США остановится на «Геркулесе», к которому снизу приделали катамаран весьма приличных размеров. Об этом говорится в официальном релизе AFSOC от 14 сентября 2021 года, хотя окончательное решение еще не принято.

Итак, пресс-служба американских Военно-Воздушних сил сообщила: «C-130J — невероятно универсальный самолет, и с момента своего создания он приземлялся на неровных полях, в арктических районах и даже на авианосце, но пока не может приземлиться на воду, которая покрывает около 71% планеты. По мере того, как национальные стратегические цели смещают акцент на прибрежные зоны, Командование специальных операций ВВС разрабатывает новые подходы к расширению экспедиционного потенциала».

Тут есть один момент: у С-130 скорость сваливания составляет 185 км/ч, а у нашего Бе-200 с выпущенными закрылками -155 км/ч. То есть плюхаться на воду «Геркулес» будет с нагрузкой, значительно, более высокой, чем «Альтаир». Этот минус отметили все независимые эксперты, как и то, что поплавки однозначно ухудшат аэродинамику. Косвенно, на это указывает зернистый снимок «новинки», которая садится на идеальную морскую гладь в какой-то «райской (как иронизируют форумчане) лагуне».

Теперь начинается самое интересное. Как поясняет Джош Трантам, «после того, как большая часть работ по разработке будет выполнена и даже протестирована, AFSOC сможет очень быстро перейти в режим полного сбора данных, чтобы создать действительно работающий MAC и потенциально расширить концепцию, в том числе и для пожаротушения». Если откинуть «бла-бла-бла», то и впрямь янки хотят иметь аналог Бе-200.

Иначе говоря, с учетом того, что каждым летом леса горят все сильнее, из MAC сделают массовый гидросамолет-пожарник. Тем более, что в США, например, большинство городов находится в прибрежной зоне.

Нетрудно представить забор воды этим гидросамолетом: после того, как «Геркулес» на катамаране приводнится, во внутрифюзеляжные емкости начнется закачка насосами. Какими бы они ни были мощными, времени потребуется много. А затем нужно еще взлететь, набирая скорость по морским волнам.

А как это происходит с нашим «Альтаиром», рассказал бывший главный конструктор ТАНТК имени Г. М. Бериева Александр Явкин. По его словам, «заправка водой до 12 тонн возможна на открытом водоеме за считанные 14 секунд. Так, при расстоянии „аэродром — пожар“ в 100 км, а „аэродром — водоем“ в 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды».

Приведем комментарий Александра Маркохая, командира воздушного судна Бе-200: «Подлетев к месту назначения, мы увидели страшную картину: два крупных пожара площадью более 200 га начинают соединяться, а пожарные-парашютисты оказываются в огненной ловушке. Оценив ситуацию, мною было принято решение совершить первые сбросы воды на верховой пожар, который стремительно подходил к лагерю. Уже после третьего слива огонь утратил свою силу».

Почему же такая прекрасная машина не может пробиться на мировой рынок, несмотря на востребованность? Вопрос это не столько интересный, сколько политический.

«Свободная пресса» уже неоднократно поднимала эту тему, но все равно есть смысл повторить оценку положения дел, данную заместителем директора по организации летной работы Авиационно-спасательной компании (АСК) МЧС, заслуженным военным летчиком РФ, полковником Валерием Крузе.

«Беда этой машины с самой современной авионикой, управлением и системой безопасности в нас самих, — считает Валерий Андреевич. — Продвижение Бе-200 на рынки сильно затянулось — более чем на 20 лет. Причин несколько. И большая часть из них — системные. Первой ошибкой авиационных властей стала попытка организовать производство Бе-200 не в Таганроге, а в Иркутске. Где не было подготовленных для этого технических кадров. Поэтому пришлось все возвращать обратно. Но время мы потеряли. Второй просчет — долгое отсутствие сертификации машины для гражданской авиации».

Появление MAC, безусловно, усложнит продвижение Бе-200 на мировые рынки, даже если С-130 на катамаране явно проигрывает российскому конкуренту в техническом плане. Сама спешка с проектом MC-130J, тем не менее, показывает, что янки понимают потенциал продукции ТАНТК имени Г. М. Бериева, поэтому и взяли в качестве базы распиаренный «Геркулес». Дескать, прекрасную машину поплавками не испортишь. Понятно, что речь идет о маркетинговом ходе, но никто не отменял и возможности политики гегемонии — той самой, в которой Вашингтон имеет преимущество перед Москвой.

По разным оценкам, доводка С-130 до MC-130J в версии «пожарника» займет не один год, поэтому у России есть еще шанс занять свою нишу в области больших гидросамолетов. Но, похоже, у нас, в России, «наверху» это никому не интересно.

Военное обозрение

Минобороны РФ возродит авиабазу на Чукотке

Минобороны закупит не менее сотни Ил-112 В

Начались поставки комплекса С-500 в российскую армию

В России создают двухствольное самоходное орудие

Все материалы по теме (3590)