Два летчика прибыли в США с Украины, чтобы специ из Пентагона оценили возможность их обучения работе с западными самолетами, в том числе F-16. Об этом сообщает телеканал NBC со ссылкой на неназванных представителей американской администрации.
Речь пока не идет об освоении боевых машин в полете, подчеркнули источники. Навыки боевого применения западной техники украинцы будут оттачивать на тренажерах-симуляторах на военной базе США в Тусоне, штат Аризона.
«Это обычная деятельность в рамках нашего военного диалога с Украиной», — рассказал на условиях анонимности турецкому агентству Anadolu высокопоставленный представитель Пентагона.
По его словам, обучение позволит «оказать более действенную помощь украинским пилотам в повышении эффективности и развитии своих возможностей». При этом увеличивать число обучающихся пока не планируется, добавил он, отметив, что США «не закрывают дверь для будущих возможностей».
Звучит интригующе. Можно даже предположить, что Вашингтон фактически уже созрел для передачи Украине своих истребителей.
Между тем, замминистра обороны США по политическим вопросам Колин Каль пояснил изданию Politico, что решение привезти украинцев в США для возможного обучения работе с образцами западной ударной авиации не меняет позицию Вашингтона об отправке таких самолетов Киеву.
«Поскольку мы не приняли решения о поставке F-16, равно как и наши союзники и партнеры, нет смысла начинать обучать их системе, которую они могут никогда не получить», — сказал он.
Как известно, с начала российской специальной военной операции на Украине президент Зеленский неоднократно призывал союзников «сделать шаг вперед» и обсудить передачу новых истребителей F-16 и дальнобойных ракет Киеву. Во время своего выступления перед британским парламентом 8 февраля украинский лидер даже подарил спикеру палаты лордов презент «с намеком» — авиационный шлем с надписью «У нас есть свобода, дайте нам крылья, чтобы защитить ее». Однако пока с поставками «незалежной» своих самолетов страны НАТО не спешат. Хотя давно уже ни в каком другом вооружении ей не отказывают.
Впрочем, все может измениться в один момент, если Вашингтон даст отмашку…
До сих пор администрация Байдена выступала против отправки натовских боевых истребителей на Украину. Ставку там делали на танки, артиллерию, противовоздушную оборону и HIMARS. Тем не менее, среди отдельных представителей американского политического истеблишмента призывы «дать крылья ВСУ» продолжают звучать.
Так, сенатор-республиканец Линдси Грэм еще в середине февраля заявлял в эфире телеканала ABC, что правительство США вскоре может объявить о начале обучения пилотов ВСУ управлению многоцелевыми истребителями F-16. Более того, по его словам, подавляющее большинство американских конгрессменов считает, что Вашингтон должен немедленно начать обучение украинских летчиков управлению F-16, чтобы они «как можно скорее могли их получить».
Не будет лишним также напомнить, что в июле прошлого года Конгресс США выделил на программу переподготовки пилотов ВСУ 100 млн. долларов. Соответствующая инициатива была принята в качестве поправки к оборонному бюджету на следующий финансовый год. Ее автором выступил республиканец Адам Кинзингер.
В рамках этой программы предполагалось в 2023 году начать обучение украинских летчиков управлению истребителями F-15 и F-16. Трехмесячные курсы планировалось проводить на базе ВВС США в Миссисипи или в Техасе.
А если средства выделены, значит, их придется осваивать…
То есть Запад мыслит на перспективу, поэтому передача тех же F-16 Киеву уже не выглядит нереалистичной.
Интересно другое: когда поставят самолеты, где они будут базироваться, кто их будет обслуживать и ремонтировать?
Эти и другие вопросы «СП» адресовала капитану 1 ранга в запасе, военному обозревателю МИА «Россия сегодня» Александру Хроленко:
— Количество обучаемых летчиков коррелируется с верой американцев в светлое будущее своего украинского проекта. То есть, веры в светлое будущее нет. Иначе летчиков было бы гораздо больше.
Если проследить танковую аналогию, то там тоже был замах на несколько сотен танков. Причем, это должны были быть современные «Леопарды» и «Абрамсы». В итоге все помнят, сколько в проекте оказалось американских танков, а сколько германских. То есть, обещают в следующем году — не раньше, но непонятно, будут ли они вообще.
Европейцы тоже фактически саботировали эту американскую инициативу. Киев рассчитывал на 500 танков, пообещали триста, в итоге Польша передала четыре старых «Леопарда», и на этом пока вроде все заглохло. Ведется обучение якобы экипажей. Но уже ясно, что инициатива просто спускается на тормозах, и мы, вообще-то, наблюдаем саботаж.
Никто не хочет воевать с Россией в Европе, хотя, конечно, американцы очень сильно заставляют.
Польша на этом поприще отличается. Она, по крайней мере, по сообщению полковника Макгрегора (экс-советник главы Пентагона — ред.), предоставила около 20 тысяч наемников, переодетых в украинскую форму. Несколько тысяч поляков, наверное, уже там погибло.
Проводя аналогию с самолетами, если бы такое решение — передача натовских истребителей — созрело, то, думаю, точно так же переодели бы поляков, румын, англичан, американцев в украинскую форму, посадили на F-16 — и вперед…
Но суть в том, что в Америке не принимают такое решение.
«СП»: Почему, как вы думаете?
— Причин много. Начиная от технологических. Все эти F-16 будут сыпаться один за другим в небе над зоной специальной военной операции, потому что там господствуют российские системы ПВО и авиация боевая ударная.
Во-вторых, на территории, подконтрольной киевскому режиму нет ни одного пригодного для F-16 аэродрома. А если располагать их в приграничных районах Польши или Румынии, это, как вы понимаете, уже прямое втягивание НАТО в войну с Россией.
В общем, и хочется, и колется. Но на сегодня вероятность появления американских истребителей F-16 в небе Украины равна нулю, на мой взгляд. До конца года, также маловероятно. Но и многое будет зависеть от развития дальнейших успехов российских сил.
Мы видим, что происходит в Артемовске. При всей локальности событий, которые происходят в этой бахмутской фортеции, как правильно заметил на днях Евгений Пригожин, туда стянута почти вся украинская армия, и она там благополучно уничтожается. То есть, обнуляется боевой потенциал ВСУ и НАТО в конкретной локации. В конкретной географической точке.
Вот поэтому, я думаю, что в ближайшее время вопрос с освобождением Артемовска будет решен. И на этом фоне шансов у киевского режима получить F-16 будет еще меньше.
«СП»: Как известно, летом прошлого года американский Конгресс выделил на переобучение украинских летчиков целых 100 млн. долларов. Программа предусматривает трехмесячный курс, в ходе которого военные ВСУ должны освоить пилотирование натовских самолетов. А такое возможно?
— Нужно понимать, как американцы выделяют деньги. В Сети полно фото- и видеоматериалов, какая техника приходит в Европу из Америки. Как правило, это «пустынной» окраски какая-то старая рухлядь, которая воевала где-то в Ираке или, может быть, в Сирии.
И вот это старье собирается с площадок хранения и отправляется в Европу, где его должны привести в порядок, чтобы оно ездило, стреляло. И когда это произойдет, неизвестно.
Но за все американцы считают деньги, будто это первоклассный товар. И этими деньгами сразу компенсируют Пентагону его «потери».
С финансированием программы переобучения украинских летчиков та же история. Наверняка, 100 млн. — это оплата новых тренажеров, оплата труда инструкторов, ну, и, возможно, оплата проживания десятка украинских летчиков, которых будут переучивать там.
Но переучивать надо не два и не три месяца. По-хорошему, надо не менее трех лет, чтобы опытного летчика получить. Который не просто так летать будет: взлет-посадка, а который способен участвовать в боевых действиях. Изучит досконально самолет, его возможности. Срастется с самолетом. Который изучит тактику НАТО, особенности взаимодействия с его штабами и его разведывательной информацией. Изучит ударные вооружения, которые он может иметь на борту.
Это огромный объем информации, причем, интегрированной в практическую плоскость. Там нужны годы на освоение.
Поэтому, мне кажется, обучение, якобы украинских летчиков, это такая отвлекающая деталь.
В итоге, если будет принято решение о передаче Киеву западных самолетов (я все-таки склонен к тому, что в ближайшее время его не будет, но если вдруг, гипотетически, оно возникнет), за штурвалом, разумеется, будут сидеть натовские летчики в украинской форме.
Военное обозрение
Турция может отказаться от закупки американских истребителей F-16
В России создают бронеодежду для военных
В ВС РФ поступит новая маскировка
В составе МВД Белоруссии появятся подразделения беспилотной авиации
Все материалы по теме (4905)