Стартовавшая в начале ноября Международная выставка «Россия», экспозиция которой разместилась на территории ВДНХ, ежедневно привлекает внимание десятков тысяч москвичей и гостей российской столицы. Людям интересны достижения российских регионов, представителей крупного и среднего бизнеса, а также зарубежных компаний во многих производственных отраслях — от робототехники и сельского хозяйства, до продукции военно-промышленного комплекса.
Однако сегодня речь пойдет не о достижениях отечественного ВПК, хотя его представителям, безусловно, есть что показать и чем гордиться. Пристального внимания российских военных экспертов удостоился разработанный РУП «Научно-производственный центр «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при Национальной Академии Наук Республики Беларусь беспилотный авиационный комплекс «Буревестник-МК», выставленный в белорусском павильоне.
Активная работа по созданию белорусских БАК началась всего семь лет назад и в настоящее время их серийное производство ограничено шестью-восемью комплексами в год, которые достаточно успешно экспортируются в Россию, Туркменистан, Вьетнам и другие дружественные Беларуси страны. Кто-то скажет, очень мало. В масштабах российского ВПК — конечно, но в рамках инициативной разработки — вполне себе приемлемо. Вот что об этом говорит Сергей Пручковский, занимающий должность заведующего отдела системного проектирования и математического моделирования.
По сути своей, беспилотный авиационный комплекс — это достаточно сложная роботизированная система, ключевыми элементами которой являются БПЛА с бортовым автоматическим управлением и набором целевых нагрузок (аппаратурой измерения уровня радиации, магнитными датчиками, оптическими и инфракрасными системами), наземного пункта управления, в котором размещено рабочее место оператора, и каналов связи.
«Первым этапом создания беспилотного авиационного комплекса является математическое моделирование будущего изделия. Его системы управления целевыми нагрузками, пилотажно-навигационного комплекса и, собственно, дрона. Следующими становятся стадии компьютерного моделирования и разработка программного обеспечения. Далее следует проверка функционирования в виртуальной компьютерной среде корректности управления беспилотником посредством пилотажно-навигационного комплекса на сертифицированном авиационном симуляторе. И только после этого начинается, собственно, его изготовление».
Самое сложное, по мнению белорусских специалистов — это научить БПЛА самостоятельно анализировать обстановку. Примечательно, что интеллектуальная составляющая (программное и математическое обеспечение) любого из белорусских БАК оригинальна, а не менее семидесяти процентов компонентной базы и производственных материалов — исключительно отечественного производства. И еще один не менее интересный факт. За семь лет работы ни один из тестируемых БПЛА не потерпел крушения. Потому что в случае возникновения нештатной ситуации существует три возможных варианта действий: переключение управления на оператора, активация системы автопилота или выпуск спасательного парашюта.
Что же из себя представляет новый белорусский беспилотный авиационный комплекс в плане боевых возможностей, технических и эксплуатационных характеристик? «Буревестник-МК» способен одинаково успешно выполнять как ударные, так и разведывательные (с оперативной передачей полученной информации на командные пункты) функции.
В цифрах технические характеристики тяжелого белорусского БАК выглядят следующим образом:
— максимальная взлетная масса, кг — 320;
— скорость, км/ч:
— крейсерская — 80−125;
— максимальная — 250.
— мощность силового агрегата, л. с.(кВт) — 62 (45,6);
— диапазон рабочих высот, м — 200−5000;
— размах крыла, м — 9,24;
— продолжительность полета, ч — около 10.
Особое внимание профильных специалистов было обращено на способность гарантированно обеспечивать качественную передачу информации и связи на дальность до 290 километров. Важным при этом представляется то, что передача сигнала управления на беспилотник, равно как и получение от него разведывательной информации, осуществляется в режиме реального времени. Проще говоря, задержка сигнала даже на столь серьезном расстоянии практически не ощущается.
По утверждению разработчика, находящийся в автономном режиме полета по специально составленной программе разведывательно-ударный БАК «Буревестник-МК» за десять часов полета способен преодолевать более тысячи километров, однако это не предел. В ближайшей перспективе ожидается увеличение этого параметра как минимум в полтора раза.
Работа мониторингового оборудования беспилотного авиакомплекса по ведению разведки не зависит от времени суток. В условиях прямой радиосвязи максимальный радиус применения составляет порядка ста километров, а при использовании двух ретрансляторов значение этой характеристики вырастает впятеро. В дополнение к пилотажно-навигационному комплексу, включающему лазерный дальномер, модуль радиационного мониторинга и гиростабилизированный модуль с фото-, теле- и инфракрасными камерами, БАК белорусского производства берет на борт порядка восьмидесяти килограммов полезной нагрузки.
И в заключение — о специальной нагрузке в разрезе ударного потенциала белорусского «Буревестника-МК». Как рассказал глава РУП «Научно-производственный центр «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при Национальной Академии Наук Республики Беларусь Юрий Яцына: «Комплекс способен нести специальную нагрузку в виде ракет, в том числе и крылатых, которые также следует отнести к категории беспилотных летательных комплексов белорусского производства». И если о крылатых ракетах разработки этого производителя данных в открытых источниках нет, то относительно другой части боевой нагрузки информации несколько больше. Рядом с демонстрационным образцом на экспозиции присутствовали различные версии 57-миллиметровых неуправляемых авиационных ракет, более известных как семейство «С-5».
Кстати, как и большинство образцов продукции белорусской «оборонки», беспилотные авиационные комплексы могут быть использованы для решения достаточно широкого спектра задач: охраны государственной границы, предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, мониторинга состояния газо- и нефтепроводов, поиска пропавших людей, а также в ходе полицейских и специальных операций, проводимых силовыми структурами.
Военное обозрение
Скончался герой песни «Батяня-комбат» генерал Солуянов
В США начали применять ИИ при испытаниях бомбардировщика B-21
Fox News: Вблизи авианосца США пролетел иранский дрон
Неожиданный ход России поразил американцев
Все материалы по теме (5745)