Следы взрывчатки найдены на борту сухогруза, следовавшего из Турции в Ростов-на-Дону за зерном, заявили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.
«22 июля в трюме иностранного сухогруза, следовавшего из Турции в порт Ростова-на-Дону для погрузки зерновых культур, обнаружены следы взрывчатых веществ — динитротолуола и тетрила. Выявлены также признаки стороннего вмешательства в конструктивные части сухогруза», — говорится в заявлении ведомства.
В спецслужбе отметили, что в конце мая судно находилось в украинском порту Килия, а в июле в турецком порту Тузла была проведена полная смена судовой команды, состоявшей из 12 граждан Украины, и изменено название.
«Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о возможности использования иностранного гражданского судна для доставки взрывчатых веществ на территорию Украины», — говорится в заявлении.
В ЦОС ФСБ также рассказали, что следы взрывчатки были обнаружены в ходе проводимых контрольно-проверочных мероприятий в отношении следующих через Керченский пролив судов для предотвращения террористических и диверсионных акций и обеспечения безопасности мореплавания.
«Принято решение о запрете прохода судна под судоходной аркой транспортного перехода через Керченский пролив с дальнейшим его убытием за пределы территориального моря РФ», — добавили в ведомстве.
То есть теперь у России есть вещественное доказательство того, что на Украину в сухогрузах в рамках «зерновой сделки» завозилось оружие. И что дальше? Предъявить факты мировой общественности?
— Сразу могу сказать: на так называемое «международное сообщество», а точнее — Соединенные Штаты и их приятелей — это никакого впечатления не произведет, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Наивно призывать к благородству патентованных убийц и душегубов, которые сами же загружали на эти суда смертоносное оружие.
«СП»: Каков, по-вашему, был масштаб этих перевозок? Больше, чем по суше? Какое именно оружие могли везти?
— Судя по тому, что в Одесском порту уже который день уничтожаются склады с боеприпасами, то масштабы были огромными. И очень хорошо, что все эти кассетные боеприпасы, мины и снаряды не доехали до линии соприкосновения и не принесли смерть в дома граждан России.
«СП»: В чем, по-вашему, преимущество доставок оружия в сухогрузах? Много ли они потеряют от закрытия этой «лавочки»?
— Один сухогруз — это сразу три-четыре железнодорожных эшелона с вооружениями и боеприпасами. Вот и вся арифметика. Поэтому они так и цепляются за морской маршрут.
«СП»: В процесс были вовлечены Украина и страны НАТО? Турция тоже? Следует ли изменить отношение к ней теперь?
— Благодаря «зерновой сделке» Эрдоган делал свой маленький бизнес. Турция сейчас является крупным переработчиком пшеницы, одним из мировых мукомольных центров планеты. Ведь часть того же украинского зерна возвращалась назад, на Украину, но уже в мешках с этикеткой Made in Turkey. Еще в прошлом году украинский бизнес-портал UBR.ua опубликовал заявление гендиректора объединений хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром» Александра Васильченко, который жаловался: «Больно об этом говорить, но Украина будет вынуждена закупать муку у Турции. Именно турецкая мука, как это ни парадоксально звучит, будет изготовлена из украинской пшеницы, которая туда же и была экспортирована».
Экономика Турции уже несколько лет переживает не самые лучшие времена. Курс лиры падает, инфляция зашкаливает — в минувшем году еда, например, подорожала на 77,8%. А прекращение «зерновой сделки» грозит банкротством многим турецким мукомолам. Поэтому Эрдоган и стремится вернуть Россию за стол «зерновых переговоров». Однако почему мы за свой счет должны спасать экономику Турции? Тем более после освобождения Эрдоганом главарей «Азова». *
«СП»: Установление режима блокады Одессы даст результат? Они будут возить грузы через терводы Болгарии и Румынии? Может, стоит заминировать акваторию? Регулярно бомбить склады в Одессе? Не приведет ли это к озлоблению местных и настрою против России тех, кто до этого был достаточно лоялен? Какие еще варианты действий с нашей стороны могут быть?
— Если вы сейчас откроете сайт MarineTraffic, отслеживающий передвижение морских судов в реальном времени, то увидите любопытную картину: у северо-западного побережья Черного моря, от Дуная до Одессы, вы не обнаружите ни одной посудины. Зато сразу же у устья Дуная, в очереди сгрудилось около сотни торговых судов. У некоторых из них местом назначения указаны Рени и Измаил. Прямо сейчас в эти украинские дунайские порты навострили лыжи либерийские суда Brave Knight и SVR Mercury, а также Chalsi, ABLE, Jaguar, VYSSOS, Gahura и Anna Rose, ходящие под флагом Палау, крохотного островного тихоокеанского государства, ассоциированного с США.
Напомню: Ренийский морской торговый порт расположен на левом, украинском, берегу реки Дунай, и для киевского режима он является очень важным транспортным узлом. Здесь сходятся четыре украинские магистрали — речная, морская, автомобильная и железнодорожная. Не менее важен для Зеленского и расположенный неподалеку Измаильский морской торговый порт.
На днях в комментарии «Свободной Прессе» я высказал предположение, что, после объявленной российским военным ведомством морской блокады Одессы, вывоз украинского зерна и поставки западного вооружения на Украину морским путем не прекратятся — просто сухогрузы будут осторожно красться вдоль побережья, по территориальным водам Болгарии и Румынии. Вот, пожалуйста, морской онлайн-ресурс MarineTraffic подтверждает мои предположения.
Поэтому, пожалуй, нашим вооруженным силам пора переключиться с Одессы, в порту которой они неплохо поработали, на портовую инфраструктуру Рени и Измаила — дабы перекрыть и этот поток военных поставок.
«СП»: Вернемся в Керченский пролив. После этого случая контроль над судами, идущими в российские порты ужесточится? Не создаст ли это пробку у входа в Керченский пролив? И нет ли опасения того, что ВСУ попытаются атаковать корабли, идущие в российские порты, в нейтральных водах?
— Ширина Керченского пролива составляет от 15 км на входе до 4,5 км в самой узкой части. Место найдется для всех судов, желающих попасть в порты российского Азовского моря. Поэтому не думаю, что нам придется столкнуться с многокилометровыми морскими пробками.
А что касается украинских атак, то от киевских умалишенных ничего хорошего ожидать не приходится. Они вполне могут потопить какого-нибудь «нейтрала», взвалив потом всю ответственность на нас. Сейчас у режима Зеленского агония, поэтому он способен на все.
— Скорее всего, для снабжения Украины оружием в рамках «зерновой сделки» использовался целый ряд сухогрузов, — полагает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Хозяева сухогрузов не уследили, и отправили одно из таких судов в Ростов-на-Дону.
«СП»: Что теперь делать с этими вещдоками? Предъявить их миру?
— А кому предъявлять эти доказательства? Тем самым странам, которые отправляют Украине боеприпасы? Апеллировать к мировой общественности бесполезно.
«СП»: Насколько важен был перерезанный коридор поставок оружия?
— В то время как военная техника идет через Польшу и Румынию, доставлять те же снаряды на Украину морским путем проще, чем сушей. Для ликвидации этого пути нужны бомбардировки портовых сооружений, как в районе Одессы, так и на Дунае, той же Килии.
В последние дни порты на Дунае уже подвергаются атакам «Гераней». Эти бомбардировки должны быть продолжены.