Пентагон советует летчикам F-35: При встрече с «сушками» или МиГами не злите русских

188

Пентагон советует летчикам F-35: При встрече с «сушками» или МиГами не злите русских

Если бы не коронавирусный кризис, эта новость стала бы общемировой сенсацией. Представитель Объединенного управления программами F-35 Lightning II («F-35 Joint Program Office») сообщило рупору Пентагона — газете Defense News, что пилотам ВВС и ВМС США придется смириться с ограничениями на сверхзвуковые полеты. Дело в том, что «при скоростях, больше 1 MAX, может разрушиться хвост супер-истребителя».

Минобороны Соединенных Штатов решить эту проблему предложило «путем изменения эксплуатационных параметров». Иначе говоря, американский истребитель, с громким название «Lightning» — «Молния» отныне будет парить на дозвуковых скоростях. Преодолевать звуковой барьер летчикам разрешается на очень короткое время. По сути, это самый настоящий приговор F-35, как истребителю пятого поколения.

Напомним, 2005 году корпорация Lockheed Martin, авиастроитель Lightning II, впервые применила термин «пятое поколение» для своих самолетов F-22 и F-35, чтобы выделить их на фоне конкурентов, прежде всего российских. Как пишет Билл Свитман, бывший редактор журнала Jane’S, а в настоящее время редактор авторитетной группы Aviation Week group (автор более 50 книг о военных самолетах), менеджеры Lockheed Martin прочитали в одном московском издании хвалебную статью о F-22, как об истребителе 5-го поколения. Дескать, его характеристики, прежде всего низкая заметность, должны лечь в основу русского боевого самолета 21 века. После чего эта маркетинговая терминология, адаптированная для Lightning II, с легкой руки неназванного русского журналиста пробила дорогу F-35 во многие страны.

Между тем, еще в 1990 году историк ВВС США Ричард П. Холлион предложил более жесткую классификацию истребителей, согласно которой ключевым показателем для идентификации поколения является скорость.

Так, для первого поколения — это 0,75−0,85 Мах, для второго — 0,90−1,05 Мах, для третьего — 1,05−1.3 Мах, для четвертого — 1.3−2.0 Мах, а для пятого до 1.4−2,5 Мах. Иначе говоря, F-35 тянул, максимум, на 4+, но благодаря «невидимости» его за уши притащили в 5-е поколение и под этим соусом успешно продают во многие страны по сумасшедшим ценам.

Холлион, видимо, исходил из того, что именно скорость будет определять начинку самолета, поскольку создание более мощных двигателей влечет за собой новый корпус и начинку. Ну, не сможет истребитель летать, скажем, со скоростью 2,5 Мах, если не имеет аэродинамическую конструкцию под стать движку и, само собой, радиолокационную станцию слежения за пространством в условиях высокоскоростного полета. Если же авиапроизводитель достигнет этих целевых показателей, логично предположить, что инженерам из его страны хватит ума сделать все остальное: компьютерное управление для пилотирования на сверхзвуке, высокоточные ракеты и бомбы, устойчивость на запредельных перегрузках и так далее.

То, что у F-35 хвост может отвалиться на скорости 1,6 Мах говорит, скорей всего, о том, что фюзеляж не соответствует силовой установке Pratt & Whitney F135. По идее, программу Lightning II нужно было второй раз начинать с нуля еще лет десять назад, но Lockheed Martin, судя по выводам Defense News, побоялся признать свои принципиальные ошибки.

Впервые об этой проблеме Defense News сообщил в 2019 году: «на чрезвычайно больших высотах версии F-35 для ВМС США и морской пехоты могут летать только на сверхзвуковых скоростях в течение коротких промежутков времени». В противном случае резко возрастает риск повреждения конструкции и потери скрытности.

Однако, «этот вопрос был закрыт 17 декабря 2019 года без каких-либо дальнейших действий и согласований со стороны американских служб», — говорится в заявлении «F-35 Joint Program Office». В документе под названием «Отчет о недостатках» напротив графы «Риск повреждения конструкции» имеется надпись «нет плана для исправления». Обычно такие формулировки означают, что никаких денег не хватит, чтобы закрыть данный недочет самолета.

Что характерно: разработчик стелс-покрытия готов исправить проблему «потерю скрытности на сверхзвуке», правда, «решение потребует «длительной разработки и летных испытаний материала покрытия, который может выдерживать полетную среду в течение неограниченного времени, удовлетворяя весовые и другие требования к контрольной поверхности».

Пентагон «вместо этого решает проблему (потерю невидимости) процедурно, то есть путем введения временного ограничения на скоростные полеты». Минобороны США так поясняет ситуацию: «Хотя может показаться ужасным, что самолет, приобретенный для полетов на сверхзвуковых скоростях, не сможет делать это в течение длительного периода времени, F-35, возможно, не нужно будет делать это часто». И вообще, в Соединенных Штатах имеется тяжелый истребитель F-22, который лишен проблем «риска разрушения конструкции». Правда, на сверхзвуке он тоже становится видимым. Именно в такие моменты оба новейших самолета и «попадали под прицел российских самолетов на достаточно больших расстояниях, вызывая у русских журналистов бурю восторга».

В этой связи между руководством Lockheed Martin и экспертами, обслуживающими интересы авиастроителя и летчиками ВВС США начался нешуточный спор. Если пресс-служба корпорации пишет, что «сверхзвуковой полет не является особенностью F-35, главное — это невидимость на малых скоростях», то пилоты так не считают. Некий отставной морской летчик рассказал журналисту Defense News, что ограничения на форсаж могут оказаться смертельными в сценариях ближнего боя с русскими Су или МиГами.

Здесь начинается самое интересное: по словам этого анонимного американского летчика, опыт воздушных сражений, в том числе и во Вьетнаме, показывает, что полагаться только на ракетное оружие, в том числе сверхдальнее, крайне опасно. По словам заокеанского правдоруба, янки в той позорной для США войне имели запас по дальности и точности ракет «воздух-воздух», но они пачками гибли от боеприпасов бортовых пушек МиГ-17 и МиГ-21 (вторая модификация).

И сегодня летчики ВВС США не особо рассчитывают на незаметный удар издалека с борта F-35. Истребители Су и МиГ, с очень большой вероятностью, уйдут от ракеты, но бросятся навстречу, зная, что Lightning II — неуклюжий тихоход. Тогда исход воздушного боя будет зависеть от пушечной дуэли и маневрирования на форсаже, то есть от того, где у русских пилотов есть максимальное преимущество.

Defense News в этой связи пишет, что в ВМС США уже действуют правила для палубных F-35, согласно которым не рекомендуется летать на форсаже более одной минуты. То есть, если «перегазовать» чуть больше 60 секунд, то, скорей всего, истребителю грозит длительный ремонт.

Однако напрашивается встречный и далеко непростой вопрос: не является ли эта скоординированная в СМИ Минобороны США кампания по дискредитации F-35 спецопераций по дезинформации России и Китая? По логике вещей, администрация Трампа должна была, по крайней мере, подать иск против корпорации Lockheed Martin, которая сделала такой «дерьмовый» истребитель и, хуже того, продает его сотнями Пентагону! И почему, закупки тихохода Lightning II продолжаются до сих пор? В конце концов, могли бы возобновить выпуск F-22, который янки хвалят хором.

Впрочем, это не значит, что Lightning II получился «дерьмовым» самолетом, как пишет Defense News — просто сегодня слишком мало информации, чтобы делать выводы.