Антирусский психоз в Северной Европе достиг такого уровня, при котором, лишь бы избежать мифической угрозы, правительства готовы тратить громадные средства. И это на руку США, поскольку способствует обогащению топовых компаний оборонной промышленности.
Так министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что «российские подводные лодки кружат вдоль всего британского побережья». И это чревато, считает он, разворачиванию боевых действий под водой, если НАТО окажется в состоянии войны с Россией.
В Норвегии и Швеции поиск русских субмарин стало, можно сказать, всенародным делом. В периоды максимальных обострений течения паранойи сотни «очевидцев» обрывают телефоны министерств обороны этих двух стран и перегружают сервера сообщениями о местах, в которых были замечены вражеские подводные лодки.
Апофеозом стала боевая тревога в прошлом году, по которой почти половина боевых кораблей Швеции отправились на перехват субмарины, которую стопроцентно обнаружили радары и комплексы радиотехнической разведки. Однако вместо лодки был найден неисправный буй, сброшенный американским противолодочным самолетом, на котором был включен радиопередатчик.
О выходе из этой ситуации, разумеется, надуманной, на страницах журнала Forbes рассказывает доктор политологии Джорджтаунского университета Лорен Томпсон. Да, пишет он, хоть Россия и сократила расходы на военно-морской флот, но это затягивание ремня не относится к подводному флоту, развитию которого уделяется повышенное внимание. Поэтому европейцам необходимо опасаться агрессии со стороны российских атомных подводных лодок, вооруженных как баллистическими ракетами, так и крылатыми. Причем среди крылатых ракет есть и гиперзвуковые.
А посему необходимо установить над ними жесткий контроль при помощи противолодочных самолетов. Во время патрулирования акватории противолодочный самолет сбрасывают в воду гидроакустические буи, которые фиксируют шумы, издаваемые подводными лодками, а затем передают на борт самолета информацию, полученную сонарами. При определении местоположения подводной лодки противника самолет атакует ее при помощи глубинных бомб и торпед.
Во время холодной войны основную воздушную противолодочную силу европейских стран представляли американские Р-3 «Орион». Но были и самолеты собственной разработки.
Сейчас, утверждает Томпсон, всё это одряхлело. «Орион» уже устарел, в США он вытесняется новым самолетом Р-8 «Посейдон», созданным на базе авиалайнера «Боинг-737». При этом европейские члены НАТО переход на новые патрульные самолеты даже не начинали.
Две страны — Великобритания и Норвегия — решили воспользоваться уже готовым самолетом, чтобы не тратиться на разработку новой общеевропейской машины. То есть они заключили контракты на приобретение у «Боинга» некоторого количества «Посейдонов». Британцы закупают 10 самолетов, норвежцы — 5.
Казалось бы, решение единственно правильное. Потому что «Посейдон» обладает хорошими противолодочными качествами. Более того, на нем еще установлена аппаратура для проведения радиотехнической разведки. Как говорится, два в одном флаконе. Самолет оснащен мощной электронной аппаратурой — РЛС, оптико-локационная система, комплекс радиотехнической разведки, комплекс РЭБ. Имеет прекрасную дальность полета, что необходимо для патрульного самолета, — боевой радиус достигает 3700 км. Полезная нагрузка, к которой относятся пассивные и активные гидроакустические буи, торпеды, бомбы, противокорабельные ракеты, равна 9 тоннам.
При этом, пишет Томпсон, самолет стоит всего 200 млн. долларов. Действительно, это не так уж и дорого, поскольку французы умудрились продать Индии истребители «Рафаль» по той же самой цене. Сравнительно небольшая цена объясняется крупносерийным производством. С 2012 года было построено более сотни «Посейдонов», которые эксплуатируются не только в ВМС, но и в ВВС.
Однако остальные европейцы пока колеблются с приобретением «Посейдонов». Более того, они даже выступают единым «антиамериканским» фронтом — Евросоюз открыл тендер на закупки противолодочных самолетов. Томпсон, будучи патриотом США, не сомневается в победе американской машины. Однако возможны варианты.
У «Посейдона» все-таки есть конкуренты, хоть их и немного. С 2016 года Франция не только эксплуатирует, но и продает патрульные самолеты ATR 72MP. У них меньше дальность полета — 1500 км. Но для европейских стран этого вполне достаточно, поскольку они не намерены «бороздить Мировой океан». Приборное оборудование создавала авторитетная компания Leonardo Finmeccanica. Так что можно не сомневаться — оно не хуже американского. На борту примерно тот же набор специальной авионики — РЛС, аппаратура радиотехнической разведки, РЭБ, ОЛС. Есть и средства атаки, которые размещаются как под крылом, так и во внутренних отсеках.
Смотрите также
Медведев — громоотвод в аппаратных играх Кремля Исключить его из федерального списка к сентябрьским выборам, значит, перестать быть партией офшорной аристократии
Правда, нет гидроакустических буёв. Подводные лодки выслеживает аппаратура обнаружения магнитных аномалий. Этот метод, конечно, менее эффективен. Однако сейчас самолет дорабатывается с целью размещения на нем аппаратуры, обслуживающей работу гидроакустических буев. И тендер предполагает участие в нем и перспективных самолетов, которые будут готовы в обозримом будущем. И можно предположить, что ATR 72MP будет обходиться покупателю дешевле, чем «Посейдон», поскольку он создан на базе среднемагистрального турбовинтового самолета.
Шведская компания Saab предлагает уже готовый противолодочный самолет, созданный на базе канадского дальнемагистрального бизнес-джета Bombardier Global 6000, который имеет практическую дальность полета, превышающую 9000 км. Этот мощный самолет имеет полный комплект оборудования, необходимый и для поиска и уничтожения подводных лодок, и для радиотехнической разведки. Оснащен шестью торпедами или четырьмя противокорабельными ракетами, все они европейской разработки.
Можно предположить, что по возможностям шведский самолет не уступает американскому. Но при этом стоит на 30% дешевле.
И, наконец, производящийся уже 10 лет на заводе в Испании турбовинтовой самолет С295 МРА, разработанный военным дивизионом компании Airbus. Он имеет ряд неоспоримых достоинств, среди которых самая низкая стоимость летного часа по сравнению с конкурентами. А также рекордно короткие сроки от подписания контракта до получения заказанных самолетов. Его полезная нагрузка — 9 тонн. Время патрулирования — 11 часов, дальность полета — 5000 км.
До недавнего времени С295 МРА активно покупали в Африке и Латинской Америке. Но недавно тронулся европейский лед — партию машин заказала Ирландия по 110 млн евро за борт.
Как видим, США будет непросто навязать свой «Посейдон» всем европейцам, поскольку определенный выбор у них имеется. И неплохой выбор. Но Пентагон с Госдепом, разумеется, будут очень стараться, выкручивая партнерам руки. Хотя, скажем, Германии и Франции, ничего особо не выкрутишь. Ну, а у прибалтов на столь дорогой самолет просто нет денег. Так что на большой коммерческий успех, на создание нескольких тысяч рабочих мест в США, Лорен Томпсон рассчитывает напрасно.
Но понять его патриотические желания можно. Дело в том, что ВМС США уже закончили закупки «Посейдонов». И это означает, что производство этих самолетов скоро закроется. И восстановить его будет невозможно, поскольку уволенные с заводов сотни, а то и тысячи рабочих разъедутся по стране в поисках заработков. Но главное — прибыль компании «Боинг» сократится. А это американским докторам политологии сильно не нравится.
Военное обозрение
Российский боевой вертолет получил новый комплекс вооружения
Экс-помощник главы Минобороны Украины заявил, что у НАТО нет шансов против России
Российский истребитель сопроводил бомбардировщик США над Балтийским морем
Трое россиян погибли, подорвавшись на мине в ЦАР
Все материалы по теме (3325)