Новая база ВМСУ на Азовском море: «Гюрза» в томатном соусе

395

Новая база ВМСУ на Азовском море: «Гюрза» в томатном соусе

Не думал-не гадал президент Украины Владимир Зеленский, что его блиц-визит в Бердянск станет поводом для политического скандала в Киеве. А вот же — случилось.

Редактор «Украинского милитарного портала» Тарас Чмут, по сути, обвинил главу своего государства и тех, кто организовывал его поездку на побережье Азовского моря, ни много, ни мало — в разглашении страшно важной военной тайны. А именно — слишком уж детальном публичном повествовании о том, как будет выглядеть первая украинская военно-морская база на Азовском море, заранее названная «Восток». На телеэкраны случайно, по мнению Чмута, попали даже секретные схемы, касающиеся будущего состава, причального фронта, береговых сооружений и боевых возможностей базы, которую еще только предстоит построить.

«Россия может сказать огромное спасибо президенту Зеленскому и главе его офиса Юлии Мендель за качественный слив информации о базе в Бердянске. Нашему неприятелю даже делать ничего не пришлось, чтобы узнать все наши секреты», — съязвил создатель «Украинского милитарного портала» в адрес сотрудников Офиса президента своей страны.

Итак, как же выглядит эта так легко доставшаяся нам страшная тайна Киева? На одном из причалов Бердянска на фоне ошвартованных к нему бронекатеров Р177 «Кременчук» и Р178 «Лубны» (проект 58155 «Гюрза-М») для Зеленского командование Военно-Морских сил Украины действительно установили пару стендов с пояснительными материалами, часть из которых были графическими. Президенту, зябко засунувшему руки в карманы мешковатой куртки, похожей на стройотрядовскую, докладывал командующий ВМСУ вице-адмирал Игорь Воронченко.

По словам адмирала, вся наличная боевая мощь Украины на Азовском море выстроена рядом с президентом — бронекатера «Кременчуг» и «Лубны», привезенные в Бердянск из Одессы на автотрейлерах в сентябре 2018 года и спущенные на воду портовым краном. Неподалеку, в Мариуполе, стоят еще поисково-спасательное судно «Донбасс» (A500) и морской буксир «Корец» (A830). Но ни на одном из них нет вообще никакого вооружения, поэтому угрозы российским интересам в здешних водах они несут весьма относительную. Тем не менее, означенные четыре «единицы», прежде входившие в загадочную тактическую группу «Тритон» ВМСУ, с недавних пор составили некий украинский «дивизион надводных сил».

Понятно, что столь хилыми силами ничего на Азове для Киева изменить невозможно. Собственно, это всем ясно давно. Именно поэтому в ноябре того же 2018 года на помощь «Кременчугу» и «Лубны» командование ВМСУ попыталось перебросить еще и такие же бронекатера «Бердянск» и «Никополь». Из Одессы они вышли в сопровождении морского буксира «Яны Капу». Только на этот раз был запланирован не позорный для моряков марш по автодорогам, а проход в Азовское море через Керченский пролив. Естественно, без спроса у России, поскольку пролив Киев по прежнему считает своим. Что и привело 25 ноября 2018 года к опаснейшему и прогремевшему на весь мир вооруженному инциденту с российскими пограничниками и Черноморским флотом.

Потом на полтора года все затихло. Руководство Украины кое-как зализало имиджевые раны. Но решило все же ударными темпами построить на Азовском море военно-морскую базу «Восток» — буквально за два года. К концу 2021 года база, как доложили Зеленскому, уже будет представлять для России грозную силу. Для этого в распоряжение ВМСУ предстоит передать значительную часть местного порта и территорию давно обанкротившегося бывшего Бердянского рыбоконсервного комбината. Того самого, который когда-то заваливал прилавки Советского Союза вкуснейшими «Бычками в томатном соусе». А теперь стоит в полном развале.

В дополнение к существующим в 2021 году здесь, как считается, появятся три новых причала. Рядом — штаб базы, общежития для офицерского состава, разного рода хранилища и учебные классы. Общая стоимость проекта — 553 млн гривен (приблизительно 20 миллионов долларов). Общая численность личного состава базы 500 человек.

Но разве все это такая уж важная тайна для Москвы? Да стройте в Бердянске все, что вам заблагорассудится. Будьте любезны, если, конечно, внезапно появились лишние доллары. Гораздо интересней чего и сколько вы поставите к новеньким причалам ВМБ «Восток».

Впрочем, этого тоже вице-адмирал Воронченко не стал скрывать ни от Зеленского, ни от общественности. От командующего ВМСУ мы узнали, что в 2021 году дивизионов на Азове у Украины будет три. Два — бронекатеров типа «Гюрза-М». И один — достаточно новых патрульных катеров американского производства «Mark VI». Всего — до 12 боевых единиц.

И вот тут, пожалуй, и скрыта та самая легкомысленно выболтанная вице-адмиралом Воронченко страшная военная тайна Киева. Вкратце ее можно сформулировать так: Киев сделал правильные выводы из того самого «Керченского инцидента» и больше ни за что не станет предпринимать новых попыток силового прорыва боевыми катерами и военными кораблями в Азовское море через Керченский пролив. Стало быть — научены.

Откуда такой вывод? Все дело в том, что еще сравнительно недавно, пару лет назад, Киев собирался ставить к причалам Бердянска рядом с «Гюрзами-М» совсем другие катера — американские же патрульные «Айленды», списанные из состава Береговой охраны США. Два первых из них (бывшие Drummond и Cushing) переданы Вашингтоном в состав ВМСУ еще 27 сентября 2018 года, уже прибыли в Одессу и переименованы в «Славянск» и «Старобельск».

С самого начала было совершенно понятно, что на Черном море бывшим «Айлендам» ничего особо не светит. Просто потому, что базирующиеся в Севастополе корабли Черноморского флота РФ в разы превосходят их в боевой мощи. И даже осуществление грез адмирала Воронченко о скором перевооружении «Славянска» и «Старобельска» противокорабельными крылатыми ракетами перспективного комплекса «Нептун» (который еще предстоит довести до ума, а на это в самом оптимистичном для Киева варианте уйдут долгие годы) мало что способно поменять.

Исходя из этой реальности подаренные американцами «Айленды», когда о них Киев договаривался с Вашингтоном, должны были вскорости уйти из Черного в Азовское море. Потому что там их силы приблизительно равны силам патрульных кораблей Береговой охраны ФСБ РФ типа «Соболь» (проект 12200), «Светлячок-МН» (проект 10410Б) и «Мангуст» (12150), которые безо всякой помощи Черноморского флота сегодня и патрулируют Азовское море.

Но вот задача: как теперь «Славянск» и «Старобельск» из Одессы перетащить на Азов? Автопоездом не получится, поскольку эти кораблики хоть и невелики, но все же каждый вчетверо массивней, чем «Гюрза-М». Водоизмещение соответственно 169 тонн против 38 тонн. Даже если предположить, что для их перевозки построят специальную платформу — она не впишется ни в один поворот на шоссе к Бердянску.

Понятно, что когда все это затевалось, в Киеве мыслили, что бывшие «Айленды» как-нибудь да проскочат через Керченский пролив своим ходом. И Россия просто не решится применить против них силу, опасаясь гнева мирового сообщества.

Чтобы убедиться, что это так, полтора года назад и пустили через пролив бронекатера «Бердянск» и «Никополь». Не сработало. Катера силой оружия были остановлены российскими пограничниками и отправлены под арест в Керчь. Как и их экипажи.

Стало понятным, что экс-«Айлендам» не видать Азовского моря как своих ушей. Что осталось?

Теперь будем ожидать, когда вслед за бронекатерами «Кременчуг» и «Лубны» из Одессы в Бердянск исключительно посуху поползут остальные имеющиеся в распоряжении ВМСУ их собратья — БК-02 «Аккерман», БК-01 «Бердянск», БК-03 «Вышгород», БК-07 «Костополь» и БК-06 «Никополь».

Сильно не хватает до обещанных вице-адмиралом Воронченко будущей военно-морской базе «Восток» 12 боевых единиц? А именно — пяти катеров? Резонно предположить, что именно на столько патрульных катеров «Mark VI» Киев нынче и договорился со Штатами. Но как еще и эти катера окажутся в азовских волнах?

Как раз с «Mark VI» все достаточно просто. Их тоже вполне можно вслед за бронекатерами из Одессы перевозить автопоездами. Поскольку масса «Mark VI» не столь уж велика. Корпус — алюминиевый, водоизмещение 65 тонн. Длина 25, ширина 6,7 метра. При этом очень приличная скорость: крейсерская — до 35 узлов, максимальная — до 41 узла. Впечатляет и вооружение — по две автоматические 25-мм артустановки Rafael Mk. 38 и по шесть крупнокалиберных пулеметов на каждом.

Собственно, исходя из опубликованных характеристик, слабое место у «Mark VI» единственное — изначально они, как и украинские бронекатера типа «Гюрза», проектировались исключительно для патрулирования рек и небольших заливов. А у мелководного и мирного на вид Азовского моря штормовой нрав — мама, не горюй!

Достаточно вспомнить октябрь 1969 года. Тогда из-за резкой смены ветра на побережье Темрюкского района Краснодарского края обрушилась волна высотой четыре метра. Буквально смыло несколько рыбацких поселков. Было затоплена береговая полоса шириной в 10−12 километров.

Конечно, такие катастрофы потому и памятны, что случаются редко. Но просто очень сильные штормы на Азове треплют нервы морям частенько. Как, например, это было 11 ноября 2007 года, когда на волнах разломился на две части танкер «Волгонефть-139», на борту которого находилось 4,8 тысячи тонн мазута. Спустя несколько часов вблизи порта «Кавказ» затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы. Следом сухогрузы «Нахичевань» и «Ковель».

На таком гидрометеорологическом фоне ждать боевых подвигов даже и от очень современных патрульных катеров «Mark VI» не приходится. А значит и стратегическим интересам России в этих широтах украинская ВМБ «Восток» (если ее, конечно, Киев все же умудрится построить и вооружить) совершенно ничем не грозит. Ни в штилевую, ни в штормовую погоды.

Новости Украины: Украину охватили масштабные пожары, близ Чернобыля повышен радиационный фон