NI: Су-35 сбил F-22, или как русские инженеры обнулили 5-е поколение — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

124

NI: Су-35 сбил F-22, или как русские инженеры обнулили 5-е поколение - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Популярный в Штатах эксперт Дэвид Арчибальд, автор бестселлера «Американский Грипен: решение кошмара F-35», на страницах авторитетного за океаном (и не только) журнала National Interest был вынужден признать, что истребитель Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+) имеет важное преимущество перед F-22 Raptor («Хищник»). Отныне, по его словам, легендарная «невидимка» ВВС США не является непобедимой.

Дэвид Арчибальд тем самым хочет поставить все точки над «i» в бесконечном споре серьезного экспертного сообщества и не менее «серьезных» диванных аналитиков на тему «Су-35 vs F-22: кто кого?».

Дело в том, что речь идет не об отдельно взятом предполагаемом воздушном бое — все гораздо серьезнее. Потеря очевидного преимущества «невидимости» перед «маневренностью» полностью меняет представление и о картине гипотетической войны между США и РФ.

Кстати, о том, что янки поспешили «победить» русских в своих военных фантазиях писал еще в 2013 году американский эксперт Роберт Джонсон. Он подчеркивал, что Су-35 является истребителем поколения 4++ только потому, что у него нет малозаметности. В свою очередь F-22 педалируется Пентагоном как самый лучший самолет 5-го поколения, исключительно благодаря технологии «стелс».

Дескать, это важно, поскольку статус «пятого поколения» должен означать бесспорное превосходство над «четвертым», точно так, как «четвертое» было однозначно лучше «третьего». Иначе говоря, такая терминология вводилась американскими военными и экспертами с целью закрепить лидерство ВВС США в табеле о рангах Военно-Воздушных Сил в мире.

В качестве аргумента приводился следующий пример: машина 4-го поколения F-15 легко собьет F-4Es 3-го поколения. Значит, очевиден исход сражения Су-35 с F-22, в котором Raptor победит также легко.

Таким несложным приемом янки и впрямь промыли мозги русофобам во всем мире. Мол, ВКС РФ — это позорное «фи!», а ВВС США — «вау!». С учетом того, что в Штатах набирает силу опасная точка зрения, что война между Россией и Америкой не будет ядерной (ну, не дураки же русские, чтобы самоубиваться), все громче звучат голоса, что силовое выяснение отношений между двумя странами в принципе может свестись к воздушной баталии.

Короче, запасайтесь попкорном и поудобнее усаживайтесь перед телевизорами. Будет что-то вроде серии хоккейных матчей, но только покруче. Ну, а потом Москва, проиграв по очкам, капитулирует, а в Вашингтоне напьются виски под «Боже, благослови Америку!».

Такая позиция, кстати, видна воочию: Конгресс США, как бешеный принтер, штампует антироссийские законы, тамошние политики извращаются на тему, как еще унизить Россию. В целом список подобных гадостей очень большой и, можно не сомневаться, будет расширяться. Дескать, бояться нечего… янки-то сильны в воздухе. Ну а битв на земле, где русские традиционно сильны, не будет.

Короче, в Пентагоне, как поется в известной песне, «первым делом самолеты…». Между тем широко цитируемое в США издание Business Insider, сравнивая Flanker-Е+ и Raptor, еще в 2016 году писало: «Скрытность F-22 позволила бы ему начать атаковать российский самолет задолго до того, как Су-35 поймет, что происходит».

«Оба самолета оснащены самыми современными ракетами, способными сбивать друг друга, — отмечает BI. — .но в целом победит тот, кто первым нанесет точный удар». Типа, ребята, о чем разговор? Радиолокационное сечение радара (RCS) Су-35 (площадь, видимая радаром) составляет от 1 до 3 квадратных метров, или примерно размером с большой обеденный стол, тогда как поперечное сечение F-22 размером с шарик для игры в гольф (рекламный ход, в реальности намного больше).

Можно не сомневаться, тогда Business Insider не занималось отсебятиной, просто отражало позицию пентагоновских планировщиков войны. Что интересно: еще 5 лет назад янки признавали, что инфракрасный радар IRST, установленный на Су-35, теоретически может увидеть F-22, но с близкого расстояния.

Тогдашнее опасение американцев состояло лишь в том, получится ли у русских инженеров в будущем настроить бортовую радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой Irbis-E в паре с IRST так, чтобы летчики ВКС РФ хотя бы поняли, что Raptor появился где-то поблизости?

Да, Су-35 сможет увидеть F-22 даже издалека, признает BI, но только тогда, когда правильно сфокусируется на узкой части неба. Но янки на «невидимке» с самого начала будут полностью контролировать ситуацию. Короче, если у нашего пилота — это большая удача, то у американца — стандартная возможность.

И сегодня F-22 является одним из лучших истребителей, пишет Дэвид Арчибальд, но «Хищник» слеп в инфракрасном диапазоне, чего не скажешь о Су-35. Еще хуже, из-за того, что при разработке Raptor была сделана ставка на «стелс», у него отсутствуют радары бокового обзора.

«Причина этих недостатков восходит к происхождению „Хищника“, — говорится в статье Арчибальда для National Interest. — F-22 начал свою деятельность в рамках программы передовых тактических истребителей, которая стартовала в 1981 году». Ясное дело, спрогнозировать, какими будут советские (на тот момент) и ныне российские истребители через 40 лет, американцы не могли.

Но тогда в Пентагоне появились самые настоящие фанаты программы радиолокационной скрытности самолетов. Как известно, чудес не бывает: площадь поперечного сечения можно уменьшить, в том числе за счет внутрифюзеляжных размещений ракет, что в свою очередь ухудшало инфракрасную картинку истребителей.

Но и это оказалось не самым страшным: борьба с каждым квадратным дюймом RCS привела к тому, что F-22 оказался настолько дорогим, что решено было сэкономить на инфракрасных радарах.

Итак, на момент задумки «Хищника» его основная задача состояла в том, чтобы интегрировать скрытность, сверхзвуковую скорость, суперумную авионику в самолет с большей дальностью полета, чем F-15 Eagle, который он должен был заменить. Денег, однако, ушло немерено, поэтому в январе 1989 года ВВС США ограничили стоимость авионики F-22 на уровне $ 9 млн за один серийный самолет, хотя в проекте на эти цели выделялось $ 16 млн.

Анализ эксперта Арчибальда строится на так называемой бухгалтерии войны, которая пострашнее самых мрачных фантазий звездно-полосатых генералов. Полная цена одного F-22 (с учётом программы разработки) в 2010 году достигла $ 411,7 млн., тогда как стоимость Су-35 для зарубежных поставок составляет $ 90−100 млн. Значит, для ВКС РФ Flanker-Е+ продается в 2 раза дешевле.

Короче, как бы ни были велики мобилизационные ресурсы Америки, невозможно сделать супер-пупер боевой самолет, который и через 40 лет (если учитывать момент начала разработки) смог бы конкурировать с истребителями противника.

Заложенные конструктивные ограничения «Хищника» лишили его боковых «глаз» в то самое время, когда у русской пары IRST и Irbis-E, как считает Арчибальд, есть мощный потенциал для развития. Да, отраженный радиосигнал от «шарика для игры в гольф» может показаться помехой, но вкупе с инфракрасным сигналом он мгновенно станет целью для русского летчика Су-35.

Можно сказать и так: на каждую хитрую американскую гайку найдется, пусть и не сразу, не менее хитрый русский болт.

Военное обозрение

Китайская авиация совершила массовый вылет к Тайваню

Боевые машины в России получат уникальное покрытие-хамелеон, способное менять окраску

ВВС Китая отправили к Тайваню 38 самолетов

Корвет «Гремящий» будет служить в Приморье

Все материалы по теме (3632)