Наука о военных кораблях: На американский авианосец бесполезно бросать атомную бомбу — Свободная Пресса

173

На фото: десантный корабль (УДК) USS Tripoli (LHA 7) типа «Америка»

В Соединенных Штатах ввели в строй Универсальный десантный корабль (УДК) USS Tripoli (LHA 7) типа «Америка», который, по сообщению Военно-морского института США (United States Naval Institute, или USNI), сразу же перешел к эксплуатации. Праздника не было по соображениям ковидной опасности для персонала и гостей, но в будущем Пентагон пообещал закатить грандиозную вечеринку.

В пресс-релизе ВМС США сказано: «Этот корабль с водоизмещением 46 тысяч тонн расширит маневренность и смертоносность нашего флота, чтобы противостоять многим вызовам сложного мира, от поддержания морских путей до противодействия нестабильности, чтобы сохранить наше преимущество в эту эпоху возобновленной конкуренции великих держав».

Контр-адмирал Филип Э. Собек, командир третьей экспедиционной ударной группы, в состав которой и вошел новенький УДК, сказал, что в отличие от последующих кораблей серии «Америка», Tripoli (LHA 7) включает в себя увеличенную палубу, перестройку и расширение объектов авиационного технического обслуживания, значительное увеличение складов для запасных частей и вспомогательного оборудования, а также увеличение объема резервуаров для авиационного топлива.

По сути, вместо традиционного Универсального десантного корабля с воздушной поддержкой на борту, ВМС США получили самый настоящий легкий авианосец, который при необходимости может перевести морскую пехоту. Филип Э. Собек также подчеркнул, что переделка потребовала значительных инвестиций, в том числе и для топливосберегающих силовых установок.

Что любопытно: корабль USS LHA 7 назван именем столицы Ливии, точнее в честь ее захвата в 1805 году в битве при Дерне, когда американский флаг был впервые поднят в знак победы на чужой земле. Официальная версия того сражения — это борьба с пиратством со стороны четырех мусульманских государств берберийского побережья: Алжира, Туниса, Триполи и Марокко.

На самом же деле янки защищали работорговлю неграми, которых миллионами вывозили из Африки. Так что название LHA 7 явно отдает запашком расизма, но для истории США захват Триполи в 1805 году имеет особое значение, увековеченное даже в гимне звездно-полосатой морской пехоты — «К берегам Триполи». Это, как говорится, к слову.

Однако вернемся к новинке ВМС США — USS Tripoli (LHA 7). По информации его капитана Кевина Майерса, корабль может нести до 30 единиц авиатехники, включая самолеты F-35B, ударные, многоцелевые и тяжелые вертолеты AH-1Z, UH-1Y и CH-53E соответственно, а также конвертопланы MV-22 Osprey. Он отметил, что только первые два корабля этого класса переделаны в легкие авианосцы, остальные УДК будут иметь колодезную палубу, что позволит эксплуатировать десантные суда.

Это означает, что теперь в ВМС США в общей сложности находятся 20 авианосцев, включая 10 Nimitz, 7 Wasp (всего 8, но один сгорел), 1 Gerald Ford и 2 America. И хотя основу американского авианесущего флота составляют стотысячные гиганты, последние два считаются любимчиками командования. Они менее проблемные с технической точки зрения и легкие на подъем.

Аналитики USNI предполагают. что США не будут иметь больше 20-ти авианесущих кораблей. Тамошний флот сталкивается с рядом сложнейших задач, включая нехватку матросов, проблемность палубных самолетов и огромные эксплуатационные расходы. Похоже, это и есть «максимальный размер» американской военно-морской мощи, которая угрожает нашим берегам.

То есть в случае неядерной войны (за океаном многие эксперты всерьез утверждают, что до обмена атомными бомбами не дойдет), американцы выставят против ВМС РФ 20 авианосцев и корабли сопровождения. Правда, по мнению аналитического издания Military Watch, все без исключения штатовские плавучие аэродромы могут стать жертвой противокорабельных ракет дальнего радиуса действия — российского гиперзвукового «Кинжала» Х-47М2 и китайского «Восточного ветра -21» DF-21D.

Словом, с вводом в строй USS Tripoli (LHA 7) опять поднялись вопросы, насколько уязвимы американские авианосцы на самом деле. В США есть даже наука «живучести авианосцев», целью которой является непотопляемость гигантов.

Профессор Роберт Фарли, специалист по военной диффузии, морским делам и национальной безопасности, считает вообще некорректной постановку вопроса об уничтожении авианосцев. По его словам, уязвимость таких гигантов перед противокорабельными ракетами сильно преувеличена. У шутки: «Чем больше шкаф, тем громче падает», есть дополнение: «конечно, если того, кто толкает, пустят в комнату».

«Мне говорят, чтобы убить авианосец, нужно сбросить на него ядерную бомбу, — комментирует Фарли. — Я отвечаю, сбросьте ядерную бомбу на что угодно, и все будет кончено. И с Америкой, и с Россией, и с остальным миром. Если вас эта мысль не останавливает, то вы — дурак. А дураков, как известно, к атомной кнопке не подпускают».

Короче, авианосец — это проекция силы в неядерную эпоху, поэтому утверждение, что его можно уничтожить атомным оружием, бессмысленно. С другой стороны, чем больше корабль, тем сильнее его оружейная мощь и тем крепче защита, утверждает профессор. Многие аналитики, не говоря уже о налогоплательщиках, критиковали привязанность американского флота к огромным кораблям и предполагали, что меньшие, более дешевые суда могли бы выполнять многие из тех же задач, на которые способны Nimitz .

Что касается ракеты Х-47М2 «Кинжал», то противоракетные службы даже если не собьют ее, то в любом случае обнаружат. Роберт Фарли утверждает, что несмотря на свои размеры, авианосцы смогут совершить маневр и выйти из-под удара. В случае угрозы ракетного нападения за 20 минут ее полета Nimitz отплывет на 15 км, причем самонаведение не сработает из-за радиоэлектронных ловушек.

Не станет авианосец и добычей подлодок, считает специалист по военной диффузии: «Соединенные Штаты потратили, по существу, 30 лет на разработку разведывательно-ударного комплекса, который включает в себя несколько резервных систем наблюдения и связи».

В конце концов, не дураки же проектируют авианосцы, причем сами модели многократно тестировались в лабораториях на предмет уничтожения. Однако, проведенные в 2005 году противоракетные и противоторпедные испытания систем безопасности списанного авианосца USS America (CV-66) класса Kitty Hawk остаются конфиденциальными. Причем самая главная военная тайна заключается в том, хватит ли одной торпеды, чтобы «сломать хребет» авианосца?

Согласно другим источникам, субмарины, будь то российские, будь то китайские, не смогут навести торпеды на авианосцы с безопасного для них расстояния. Им приходится оперировать передаваемыми разведданными, то есть выйти на связь со спутником, самолетом или наземной службой. Янки уверены, что смогут перехватить этот радиообмен.

По другим источникам, тоже американским, субмарины ВМФ РФ все-таки могут подойти к авианосцам бесшумно, правда, на небольшой скорости и при грамотной тактике. Но при максимальной подводной скорости 17 узлов, к примеру «Варшавянки», становятся слышимыми для натовских гидролокаторов. Именно поэтому американские авианосцы предпочитают плыть на всех парах, в надежде, что их не догонят.

В целом, советские атомные подводные лодки и их российские наследники официально рассматривались и рассматриваются как критическая проблема для американских авианосных боевых групп. Именно поэтому ВМС США тщательно следят за эффективной дальностью действия наших самонаводящихся торпед, но, согласно большинства американских источников, они бьют максимум на 60 км. На этом расстоянии корабли сопровождения обещают не подпустить «убийцу авианосцев».

Но завтра все может измениться, но это будет потом. Ну а пока янки пугают весь мир своими гигантскими символами мирового господства.

Военное обозрение

Стартовали испытания патрульного корабля «Павел Державин» на Черном море

Парламент Египта наделил президента мандатом направить войска в Ливию

Путин принял участие в церемонии закладки боевых кораблей в Керчи

В Минобороны РФ отрицают связь проверки войск с конфликтом Армении и Азербайджана

Все материалы по теме (2590)