На пути украинских диверсантов встали бронепоезда — Свободная Пресса — Новости Украины. СВО. Новости СВО. Новости СВО на Украине. Новости России. Новости СВО на 11 мая 2023. Новости СВО 11.05.2023. Украина. Новости сегодня. Новости СВО сегодня.

49

На пути украинских диверсантов встали бронепоезда - Свободная Пресса - Новости Украины. СВО. Новости СВО. Новости СВО на Украине. Новости России. Новости СВО на 11 мая 2023. Новости СВО 11.05.2023. Украина. Новости сегодня. Новости СВО сегодня.

Российские военные железнодорожники, выполняют боевые задачи в зоне СВО на четырех бронепоездах. В частности, успешно отражают атаки украинских диверсантов, сообщил начальник Главного управления Железнодорожных войск ВС России генерал-лейтенант Олег Косенков. Все нападения отбиты личным составом бронепоездов с большими потерями для противника.

Правильнее было бы говорить «специальные поезда», но слово из далекого прошлого привлекательнее. А еще у них есть собственные имена: «Байкал», «Амур», «Волга» и «Енисей». Они сопровождают эшелоны с военными грузами и оперативно восстанавливают поврежденные участки путей. Точнее, «чугунку» приводят в порядок как специализированными подразделениями, так и мобильными тактическими группами Железнодорожных войск, сообщает ТАСС.

Среди задач, выполняемых ими в зоне СВО, не только разминирование путей и восстановление поврежденных участков, но и «техническая разведка, наведение переправ, расчистка завалов, выполнение земляных работ». Путейцы в бронежилетах, как и их гражданские коллеги, надежно обеспечивают воинские перевозки.

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин напоминает, что наши бронепоезда первыми направляются к местам повреждения террористами путей на территории ЛДНР и в Новороссии:

— Для этого бронепоезда хорошо укреплены, на них установлены крупнокалиберные пулеметы, которые способны работать и для отражения воздушных атак, и по наземным целям. На платформах могут быть в случае необходимости размещены орудия. Это техника для успешного ведения современных боевых действий.

«СП»: Раньше, в начале ХХ века, бронепоезда представляли собой что-то вроде тяжело вооруженного сухопутного корабля, там даже распорядок дня, как пишут историки, был сродни флотскому: били склянки, терминология использовалась морская. Сейчас команда бронепоезда ближе по функциям к саперам и караульным: разминируют пути и не допускают нападения на мирные составы.

— Не только разминируют, но и восстанавливают железные дороги. Они выполняют очень много работы, необходимой в зоне СВО. А в первую очередь — защищают пути сообщения от диверсантов и террористов.

«СП»: Но внешний вид у них — не как у грозных бронепоездов царской армии или РККА 1920−30-х годов?

— А зачем это? Сегодня они не такие бронированные, как в стародавние времена. Ведь выполняют вспомогательную функцию, а не основную, как когда-то. Это в старину они были сухопутными броненосцами.

«СП»: Раньше существовало три категории бронепоездов: тяжелые, легкие и полевые. Сейчас, по сути, остались только легкие и полевые.

— В годы Великой Отечественной бронепоезда показали себя и в Сталинградской битве, и в других местах. В новейшее время они хорошо себя зарекомендовали на Кавказе в 90-е. И сейчас выполняют свою миссию в зоне СВО. А железнодорожные войска перестали считаться сугубо тыловыми, действуют фактически на передовой.

«СП»: В какой-то момент их чуть не расформировали вслед за стройбатом?

— Нашлись умные люди, тормознули этот процесс. Зато, к сожалению, успели расформировать наши боевые железнодорожные ракетные комплексы — БЖРК, замаскированные под обычный состав, пусковые установки ядерных МБР. Сейчас пытаются восстановить, и никак не получается, денег не хватает. Хотя планы такие есть, есть все, кроме финансов…

Да, сейчас, современный бронепоезд обрел несколько иное назначение, чем в прошлом. Прежде всего — разминирование железнодорожных путей и обеспечение прикрытия при их восстановлении. На бронепоезде есть необходимые запчасти и группа ремонта. Также современный бронепоезд способен вести радиоэлектронную разведку и отражать атаки диверсантов. На борту — личный состав от отделения до взвода.

Например, боевой расчет специального бронированного поезда «Байкал», выполняя задачи в зоне СВО, имеет на вооружении зенитную пушку на специальной турели, размещенной на открытой платформе. Это двуствольные зенитные установки 152-мм ЗУ-23. Высота поражения БПЛА, вертолетов и других воздушных целей — до 1,5 км, дальность — 2,5 км. Штатное вооружение, помимо пары зениток, — автоматические гранатометы АГС-17 и пулеметы Калашникова.

Помимо стрелкового оружия в спецсостав могут добавляться платформы с установленными на них танками или БМП. А в случае необходимости и реактивную систему залпового огня разместят. Вообще военный состав — это что-то типа «конструктора», в него могут включаться необходимые для той или иной цели платформы, вагоны, механизмы.

В среднем огневая мощь такого бронепоезда сравнима с парой современных навороченных БМП-3.

Состав оснащен средствами разведки. Ее проводят в том числе с помощью дрона, запуская впереди бронепоезда, чтобы убедиться в безопасности маршрута.

Но есть и что-то общее с предшественниками. Еще тогда впереди традиционно двигалась пустая «платформа прикрытия», предназначенная для того, чтобы не напороться на мину. Хотя гарантировать ничего нельзя, были случаи, когда спецпоезд сходил-таки с рельсов.

Еще с картинками из прошлого роднит то, что стены вагона с боевым охранением защищены броней толщиной 20 мм. Личный состав наблюдает за окрестностями из амбразур. Каждые два часа — смена караула.

По маршруту бронепоезд движется неторопливо, расчет проверяет железнодорожное полотно и примыкающую к нему территорию на наличие фугасов. Обнаружив опасность, оперативно разминируют устройство, либо производят искусственный подрыв. Закладку уничтожают направленным взрывом, стараясь не повредить полотно.

В составе эшелона всегда есть платформа, на которой расположены средства РЭБ, подавляющие радиоуправляемые взрыватели.

И конечно — локомотив, а то и два. Только располагаются они не в начале или конце состава, а посередине, для безопасности. Это, как правило, обычные тепловозы ТЭМ18ДМ, но иногда их окна могут быть прикрыты металлическими листами. Машинист в каске и бронежилете слушает команды наблюдателей, находящихся в конце и начале состава.

Во времена Анатолия Сердюкова бронепоезда ВС РФ чуть было не расформировали. А вообще после Великой Отечественной интерес к ним то появлялся, то исчезал. Так в 70-х, в СССР, когда обострилась обстановка на Дальнем Востоке, на Харьковском заводе были собраны пять бронепоездов БП-1. На платформы ставили танк Т-62 и два БТР-40жд, способные передвигаться по рельсам.

В 90-х для прикрытия ремонтных бригад на железнодорожных ветках Назрань-Грозный сымпровизировали бронепоезда с парой простых БМП на платформах, с пулеметами и гранатометами, укрытыми за мешками с песком. А в 2004-м, в зоне контртеррористической операции в Чечне появились бронепоезда «Терек» и «Казбек».

Был еще особый бронепоезд Волго-Вятского ОМОНа ГУВД на транспорте под названием «Козьма Минин», названный в честь одного из самых известных предшественников Великой Отечественной, построенного в 1941—1942 годах. В 2015-м его передали Росгвардии. Он вместе с другими спецпоездами, прошел модернизацию.

Сейчас бронепоезда можно встретить на Запорожском направлении. Там восстановлено больше сотни километров ранее разрушенных путей, отремонтированы три моста. Их зона ответственности — Сивашский залив и перешеек. Раньше здесь была приграничная зона. Во время железнодорожной блокады Крыма все обесточили, срезали провода, чтобы заблокировать проезд. Сейчас инфраструктуру восстановили, подали электричество. Однако необходима регулярная техническая разведка.

В случае чего — если на пути предполагается опасность — гудок и экстренное торможение. Обнаружив взрывоопасные предметы, специалисты определяют тип устройства (самодельное или заводское) и взрывателя (нажимного или натяжного действия, электрический, контактный, радиоуправляемый, с проводом). Как и всем саперам, железнодорожным нужны хладнокровие и выдержка.

Самый долгий срок, на который останавливалось движение — шесть часов, когда подорвали мост. Чаще путейцы тратят час-полтора-два, и все — движение восстановлено.

Обстрелы бронепоездов случаются. В том числе из американских РСЗО HIMARS — пытаются достать издали. Безуспешно. А в контактном бою захватить бронепоезд бесполезно даже пытаться. Палить по броне из легкого вооружения — занятие неблагодарное. На очередь из «зеленки» тут же ответят зенитные установки, автоматические гранатометы и снайперы. К тому же, движение спецпоездов прикрывается боевыми вертолетами, о чем могли только мечтать командиры бронепоездов на войнах XX века.

Военное обозрение

Военный эксперт оценил, ждать ли второй волны мобилизации

Эксперт: Масштабы сборов засекречены, чтобы никого не пугать

Путин подписал указ о призыве запасников на военные сборы в 2023 году

В Минобороны вручили госпремию имени Жукова

Все материалы по теме (5149)