Не секрет, что ежегодные расходы в США на оборонку являются предметом острого и продолжительного дискурса. Но, по оценке британского аналитического издания Economist, сегодня на структуру американских военных расходов оказала сильнейшее влияние спецоперация на Украине.
Собственно, об этом сказал сам Байден, причем фактически открытым текстом, в Варшаве 26 марта. А затем хозяин Белого дома через два дня представил Конгрессу США бюджет Пентагона на предстоящий 2023 год. Похоже, что ряд решений, включая авиационные, корректировались в последние часы на основании той информации, которая поступает янки из «незалежной».
Глава нынешней администрации назвал новый военный бюджет «одной из крупнейших инвестиций в национальную безопасность в истории США». И тут-то выяснилось, что на нужды ВВС США резко сокращаются расходы на покупку у компании Lockheed Martin истребителей F-35 Lightning II, причём, как пишет Forbes, звёздно-полосатое руководство воздушных сил не может или не хочет объяснить, почему янки фактически отказываются от разрекламированной «невидимки».
Под нож пошла военная программа, которая долгое время в Америке называлась краеугольной. Теперь вместо почти гарантированных буквально накануне 48 Lightning II Пентагон приобретет 33. Это минимум, ниже которого производство нужно просто закрыть. Отсюда также вытекает, что проект сохраняют по имиджевым причинам. Не более того.
Несмотря на то, что Минобороны США вроде не отказывается от первоначального плана по закупке 1763 F-35, но такими темпами на это уйдет полвека. Министр американских ВВС Фрэнк Кендалл, хоть и излучает оптимизм, тем не менее, признал, что перспективы получения адекватного финансирования будут усложняться и в последующие годы.
Лорен Томпсон, эксперт Forbes, встретился и переговорил с Кендаллом, после чего написал: «Я покинул встречу с чувством, что сокращение F-35 не было его идеей и это, конечно, не то, что воздушные силы хотели бы в будущем».
Но так ли это на самом деле? Тот же Фрэнк Кендалл, когда работал в департаменте закупок Пентагона в период с 2010 по 2016 год, так намучился с этим самолетом, что даже на два года ограничивал его выпуск, причем опять-таки по минимуму.
«Зачем сокращать нашу самую важную программу военных самолетов сейчас?» — задается вопросом Лорен Томпсон и сам себе отвечает: «F-35-единственный боевой самолет следующего поколения, который в настоящее время выпускается в США. ВВС последовательно заявляют, что F-35 имеет решающее значение для сохранения господства в воздухе в Европе и Азии. Сворачивать программу, пока российские бомбардировщики ежедневно наносят удары по целям на Украине, не имеет смысла».
Хохма, однако, заключается в том, что вместо «новинки», какой якобы является Lightning II, Байден с подачи звёздно-полосатого генералитета планирует потратить в 2023 году многие сотни миллионов долларов на модернизацию 60-летних бомбардировщиков B-52 и на покупку истребителей F-15, разработка которых началась в 1969 году.
Пентагон на запрос Forbes ответил, что у планировщиков есть очень веские причины для увеличения расходов на устаревшие самолеты. При этом пресс-служба оборонного ведомства отказалась объяснить, почему B-52 и F-15, которых в Штатах только ленивый не называл авиахламом, заслуживают более высокого приоритета, чем супер-пупер «невидимка». Кстати, не помогло даже письмо от лоббистов Lockheed Martin о том, что сокращение выпуска F-35 окажет «немедленное негативное и драматическое влияние на наш бизнес и на тысячи рабочих мест». Резать будут по живому.
Кое-кто уже из тамошних «говорящих голов» пояснил, что янки готовятся к реальной войне, и, следовательно, ВВС США нуждаются в нормальных машинах.
Здесь нужно дать ещё одно пояснение: оборонный бюджет, названный Байденом «исторической инвестицией», составляет рекордные $773 млрд, что почти на $31 млрд больше, чем выделено Пентагону в 2022 году. Но с учетом инфляции на уровне в 8% годовых, МО США на самом деле получит финансовых ресурсов по паритету покупательной способности меньше примерно на $ 20 млрд. Плюс к этому на звёздно-полосатое оборонное ведомство повесили расходы на поддержку ВСУ, помощь афганцам, бежавшим после возвращения талибов* к власти и оплату компенсации за утечку топлива из хранилища Red Hill ВМС США.
При этом долларовый печатный станок, как образно говорят о ФРС, раскалён до красна, что может привести к двузначной инфляции уже в этом году. Другими словами, покрыть зверские аппетиты военных за счет эмиссии бакса Белому дому не получится — придется выбирать лучшее. Как-никак, ситуация в мире попахивает войной для США. Нет, не с Россией, а, например, с Ираном — на фоне проблем с ядерной сделкой. Не все просто и с Тайванем, и Северной Кореей.
Значит, Вашингтону нужны реальные силы, к которым «невидимка», похоже, уже не относится. Для фанатов стелс-самолетов ушатом холодной воды стала новость из Пентагона, что ВВС США в 2023 году отправят на пенсию 33 истребителя F-22 Raptor, сократив флот этих самолетов с 186 до 153. Более того, Фрэнк Кендалл подтвердил, что хочет вообще избавиться от всех Raptor в ближайшие годы. Слишком уж плохое соотношение расходов и боевой мощи.
С учетом той аналитики, которая поступает из Украины, Пентагон стремится сформировать свой более широкий «портфель атакующих самолетов», в том числе путем покупки огромного количества старых добрых F-15. Они и надежнее, и дешевле, чем F-35, и несут больше боевой нагрузки.
Издание Business Insider, комментируя решение Пентагона, дала следующую оценку Lightning II: «Незрелые, дефицитные (в смысле запчастей) и недостаточно проверенные».
Кстати, в своем последнем ежегодном отчёте директорат Пентагона по оперативным испытаниям заявил, что по итогам 2021 года проект F-35 «продолжает демонстрировать незрелое, несовершенное и недостаточно проверенное программное обеспечение Block 4 Mission Systems».
Понимая под этим четвёртую попытку привести в порядок программное обеспечение «невидимки», в отчёте говорится, что обновление софта так и не решило ни одной задачи. Напротив, заокеанские программисты довели самолет до того, что он в ряде ситуаций вообще не слушается пилота. В отчете о Block 4 Mission чёрным по белому написано: «Часто приводит к проблемам стабильности и/или отрицательно влияет на другие функциональные возможности». Вот и чешут янки свою репу, как с такой машиной отправляться на воздушный бой.
А из-за того, что F-35 пошел в серию и при этом постоянно усовершенствовался, нарисовалась ещё одна тяжелейшая проблема. Речь идет о запчастях, включая те, которые нужны для движка. Короче, в самолетах разных годов выпуска многое не совпадает. Впрочем, и это мелочи. Business Insider пишет, что показатели боеспособности у «невидимки» совсем плохие. Не просто так Кендалл в августе 2021 года заявил журналу Air Force, что текущая ситуация с Lightning II «имеет сходство» с более ранним периодом его эксплуатации. Или, как поется в известной песне, «что они ни делают, не идут дела».
Таким образом, конфликт на Украине наглядно показал, что F-35 однозначно не является тем самолетом, с которым янки могут завоевать господство в воздухе и подавить сопротивление на земле. Ну не стал бы Байден в этой ситуации вредить своим ВВС.