Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) практически готов. Через год он взмоет небеса, сообщили ТАСС два источника в оборонно-промышленном комплексе. И это прискорбно. Прискорбно в том смысле, что с некоторых пор подавляющий объем информации о перспективных вооружениях поступает исключительно от неведомых источников, а не передается руководителями или же пресс-службами разработчиков, производителей, Министерства обороны, иных ведомств, имеющих непосредственное отношение к создаваемому оружию. В результате создается ощущение, что нас окружают мифы и легенды.
Зачастую источниками высказываются не сообразующиеся с логикой вещи. И это подхватывают СМИ и доводят до совершенно фантастического абсурда. Вот как среагировала на новость о перспективном бомбардировщике уважаемая, можно сказать, правительственная газета: «Если проект ПАК ДА состоится, то наша страна первой в мире сможет поставить в строй бомбардировщики-ракетоносцы действительно нового поколения». (Отметим для справки, что США уже 23 года эксплуатирует примерно такой же бомбардировщик B-2 Spirit). Или: «был построен полноразмерный макет из дерева».
Один источник сообщил, что в России приступили к строительству ПАК ДА: «Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации, разработка рабочей конструкторской документации завершена, началась поставка материалов».
Второй уточнил: «В настоящее время ведется изготовление кабины самолета. Окончательная сборка всей машины должна завершиться в 2021 году».
Разумеется, в пресс-службе компании «Туполев», которая создает перспективный ракетоносец, отказались комментировать ТАСС информацию о начале производстве первого опытного образца.
Полученная ТАСС информация сильно не стыкуется с официальными сведениями о процессах разработки самолета, строительства прототипов и начала летных испытаний.
Как сообщил в декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко в интервью «Красной звезде», компания «Туполев» защитила эскизный проект и приступила к созданию рабочей конструкторской документации. И вдруг, как заявляют источники ТАСС, документация оказалась готова спустя 5 месяцев после начала ее создания. Скорости феноменальные.
И это при том, что на военном департаменте компании «Туполев» висят еще две сложнейших проекта. Ну, точнее — полтора. Модификация стратегического ракетоносца до модификации Ту-160М. Здесь, правда, особые проблемы не просматриваются — есть планер, производство которого восстановлено на Казанском авиационном заводе. И есть частично модернизированная корпорацией «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) авионика.
А вот создание практически нового ракетоносца Ту-160М2 требует от туполевцев большого напряжения. И практически параллельно разрабатывается и ПАК ДА. При этом не стоит забывать и то, что компания «Туполев» сейчас модернизирует еще один ракетоносец — Ту-22М3, к индексу добавится еще одна «М».
О ПАК ДА известно совсем немного. И это немногое опирается на сведения об американском стратегическом бомбардировщике Northrop B-2 Spirit, первый полет которого состоялся в 1989 году. Оба самолета имеют аэродинамическую схему «летающее крыло», позволяющую экономно расходовать топливо и повысить ракетно-бомбовую нагрузку. Оба дозвуковые. И оба максимально используют стелс-технологии.
И это всё. Несмотря на то, что изготовлено множество макетов, и даже из шпунтованных досок, фотографию макета мы так и не видели. И должны довольствоваться предлагаемой нам уже не один год футуристической картинкой довольно плоского летательного аппарата, а также многочисленными фотографиями во всех ракурсах американского В-2.
Разумеется, к этим трем характеристикам самолета обильно добавляют гарнир: и Объединенная авиастроительная корпорация, и Министерство обороны не устают повторять, что ракетоносец будет оснащен уникальным приборным оборудованием, вооружен уникальными ракетами, разумеется, гиперзвуковыми, и будет иметь уникальный комплекс радиоэлектронной борьбы…
Ситуация абсолютно мутная. Кардинальным образом отличающаяся от той, когда разрабатывался Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации (ПАК ФА), который в последствии стал Су-57. Тогда было известно и о двигателе, о его тяге в обычном и в форсированном режиме. И что двигатель первой очереди со временем должен сменить более совершенный двигатель «тип 30». Многое было известно и о РЛС (хоть все ее характеристики, разумеется, до сих пор не раскрываются), о ее шести антеннах, работающих в разных частотных диапазонах. Сообщалось и о примерной номенклатуре вооружения. И о летных характеристиках. Ну, а уж изображений самолета было более чем достаточно.
Но здесь, с ПАК ДА, абсолютно ни-че-го!
При этом проникнуться оптимизмом, который нам пытаются внушить разнообразные источники информационных агентств и новостных изданий, не получается. Потому что без двигателя самолета быть не может. Но новый двигатель не просматривается, хоть другие источники и утверждают, что начинаются его стендовые испытания.
Двигатель должны сделать в Самарском НТК им. Кузнецова на базе НК-32, использующемся в ракетоносце Ту-160. Индекс нового изделия пока не определен. Есть неофициальные сведения, по сути, предположения относительно того, что его тяга должна достигать 24 тс. То есть, как и у Ту-160.
Однако это должна быть не модернизация НК-32, а новый двигатель с использованием некоторых элементов базовой силовой установки, которая была создана в начале 80-х годов. И самое сложное в разработке — это не демонтаж форсажной камеры, которая дозвуковому самолету без надобности. А доведение двигателя до уровня пятого поколения. С полностью электронной системой управления, плазменной системой зажигания и соблюдением прочих поколенческих требований. Есть и еще один важнейший момент — если для Ту-160 видимость самолета в инфракрасном спектре не играла существенной роли, то для самолета-невидимки это важнейшее требование.
В 2021 году двигатель точно не будет готов. Это вытекает из истории создания новых силовых установок для современных самолетов. В Перми двигатель ПД-14 создавали 13 лет. И лишь сейчас он выходит на стадию начала серийного производства. Но это, во-первых, двигатель для гражданских самолетов, для военных машин требования более жесткие.
Во-вторых, его тяга почти вдвое меньше той, которая нужна ракетоносцу — «всего» 14 тонн. Существует также проект перспективного двигателя ПД-35 с тягой 35 тс. Предполагается, что он, начавшись в середине прошлого десятилетия, будет завершен в конце этого десятилетия. Рыбинское НПО «Сатурн» разрабатывает двигатель второй очереди для Су-57, на что также должно уйти лет 12−14. Один опытный образец уже летает на перспективном истребителе, однако о начале его мелкосерийного производства говорить преждевременно. Двигатель должен быть всесторонне испытан и сертифицирован.
Более ответственные граждане, не скрывающие своих имен и должностей, чем «источники», дают более реальные прогнозы относительно того, когда же может состояться первый полет ПАК ДА — ориентировочно в 2025 году. И, следовательно, в ВВС он может начать поступать в середине следующего десятилетия. Опять же как показывает нынешняя практика.
И при этом не факт, что самолет будет сделан по схеме «летающее крыло». Потому что его разработка слишком уж покрыта мраком и неизвестностью.