В ночь на 5 декабря ВСУ подвергли Крым самой массированной за все время вооруженного конфликта атаке с воздуха. По информации Минобороны РФ, в обшей сложности ВСУ задействовали в ударе 41 крупный БПЛА самолетного типа.
При этом, по данным международного портала отслеживания авиаперелетов Flightradar, наблюдение за ходом операции и за реакцией на нее российской системы ПВО с дистанции всего 100−130 километров от побережья полуострова осуществлял стратегический разведывательный беспилотник армии США типа RQ-4B Global Hawk с позывным FORTE11.
Само нападение осуществлялось двумя волнами с интервалом приблизительно в три часа. В первой волне около 3:00 украинцами были применены сразу 35 беспилотных СВП. Из которых 22 наши комплексы ЗРПК «Панцирь-С1» уничтожили еще на подлете. Еще 13 ударных аппаратов под воздействием российских комплексов РЭБ потеряли управление и рухнули в Азовское море и в пустынные районы Крыма.
Около 6:00 с того же направления начался новый массированный налет на Тавриду. В нем принимали участие 6 беспилотных летательных аппаратов. Подразделениям 31-й дивизии ПВО, прикрывающей Крым от воздушных атак, на сей раз удалось уничтожить четыре БПЛА. Оставшиеся стали жертвами российских специалистов радиоэлектронной борьбы.
Каковы результаты этой достаточно масштабной операции для Киева? Они для ВСУ и их западных союзников выглядят просто удручающе на фоне неизбежно понесенных финансовых затрат.
Судите сами. На всякий случай в ночь на вторник нам лишь на четыре часа пришлось перекрыть движение по Крымскому мосту (с 03:25 до 07:37).
Кроме того, по информации из Сети, керчан пробудили минимум девять взрывов в микрорайоне Аршинцево и в посёлке Войково. Но, похоже, это сработали зенитные ракеты установленных в районе Крымского моста «Панцирей-С1».
Сообщается и о двух почти одновременных взрывах в районе города Старый Крым. Еще четыре таких же прогремело и над Феодосией (в 6:05, 6:09, 6:14, 6:25).
По информации военных, то российские зенитчики вели стрельбу по украинским беспилотникам, которые пытались атаковать крупную нефтебазу «Морской нефтяной терминал». Пострадавших и разрушений, как утверждают власти Крыма, нет. Хотя опасность, похоже, была реальной. Во всяком случае обломки одного из вражеских беспилотников рухнули всего в 50 метрах от огромного резервуара с топливом на окраине Феодосии.
Словом, на этот раз обошлось. Но кое-какие выводы, на мой взгляд, Москве надо делать. И срочно.
Прежде всего, обращает на себя внимание, что с каждым разом нападения ВСУ на Крым с воздуха становятся все более масштабными. Как и на корабли и береговые объекты Черноморского флота в Севастополе. Пока их почти всюду удается отражать с минимальными потерями. Но именно что — пока. Когда численность угрожающих нам в Крыму средств воздушного нападения исчисляется максимум несколькими десятками.
А если в один черный для России день в воздух одновременно будут подняты сотни дронов противника? Или, не дай бог, тысячи ударных БПЛА?
Ни 31-я дивизия ПВО, ни какая-угодно система РЭБ с задачей отражения такого нападения в полном объеме справиться не в состоянии. Сколь совершенные зенитные ракеты или истребители ни привлекай. Просто потому, что у любой техники существуют пределы боевой эффективности.
Нисколько не сомневаюсь, что в Киеве это тоже осознают. И самым энергичным образом прямо сегодня делают все, чтобы однажды получить возможность организовать настоящий «звездный» налет на полуостров. Который бы снес на нем все и вся.
О многом, полагаю, свидетельствует такой факт. Как только что написал блокированный на территории РФ украинский интернет-портал «Дефенс экспресс», в оборонном бюджете нищей, в общем-то, Украины на 2024 год на создание целых полчищ военных дронов различного класса и назначения заложено более 1 млрд долларов.
Много это или мало? Для Украины оглушительно много. Если учесть, что всего два года назад, в предвоенном для нее, но уже отчетливо пахнувшем порохом 2021-м даже меньше указанной суммы Киев потратил в целом на новое вооружение и технику для ВСУ. На танки, артиллерию, ракеты, стрелковое оружие, автомобили — на все.
Учтем к тому же, что далеко не каждый БПЛА украинские военные получают исключительно от своей промышленности. Известную часть таких аппаратов передают союзники по НАТО. Достаточно вспомнить пресловутые «Байрактары», немало крови нам попортившие в начале СВО. Когда мы только учились с ними бороться.
Выходит, враг со следующего года готов снять с себя последнюю рубаху, но ударными беспилотниками обзаводиться в приоритетном порядке. Ни секунды не сомневаюсь: в первую очередь — для куда более массированных, чем сегодня, атак по Тавриде в целом. Но по Крымскому мосту вместе с Севастополем — раньше всех прочих целей.
В Киеве же в этом отношении просто скрупулезно следуют рекомендациям бывшего командующего армией США в Европе генерала Бэна Ходжеса. Который пару месяцев назад в интервью Newsweek назвал Крым «главным призом» для Киева.
И так обозначил главный путь достижения этого для Украины: «Иногда я слышу из Пентагона, что мы хотим помочь оттеснить русских назад. Нет, дело не в том, чтобы оттолкнуть их назад. Речь идёт о решающем участке местности. Речь идёт об изоляции Крыма, а затем о возможности предоставить достаточное количество оружия дальнего радиуса действия, чтобы Крым стал непригодным для действий оттуда русского военно-морского флота и русских военно-воздушных сил».
Таков, полагает Ходжес, магистральный путь ВСУ к общей победе над Россией. Киев, естественно, тут же «взял под козырек». А поскольку иных способов огневого воздействия на тот же Крымский мост, кроме БПЛА, не имеет и в обозримой перспективе не получит, заложил сумасшедшие для себя деньги на следующий год для скорейшего обзаведения несметными «стаями» ударных летательных аппаратов.
И тут я бы предложил исходить из худшего варианта: не мытьем, так катанием однажды ВСУ и их подельники из НАТО сумеют все же надолго прекратить транспортное сообщение Крыма с Кубанью. Случись такое — удар по России и крымчанам будет тяжелейший. Даже несмотря на существование сухопутной транспортной магистрали через Таганрог-Мариуполь-Мелитополь-Перекоп. Которую украинской армии куда проще взять под плотный огневой контроль, чем Крымский мост.
Следует об этом подумать заранее? А как иначе? Но что можно начать предпринимать, не особенно мешкая?
На ум приходит единственное, но во всех смыслах надежное для России: несмотря ни на что как можно скорее приступать к строительству новой транспортной артерии с материка в Крым, не доступной ни для каких СВН. То есть — параллельно с уже работающим Крымским мостом возводить туннель под Керченским проливом.
Идея такого дублера давно носится в воздухе не только в России. Напомню: месяц назад о том, будто Москва и Пекин начали негласные консультации относительно совместной организации подобной стройки, внезапно сообщила американская Washington Post. Упомянула при этом, что предполагаемая стоимость такого предприятия составила бы примерно 5 млрд долларов. Примерно во столько же, кстати, в свое время обошлось и возведение Крымского моста.
По информации Washington Post, встречи на эту тему проходили в конце октября. Но в минувшем ноябре никакого официального подтверждения в обеих столицах это известие не получило. Обычная газетная «утка»? Вовсе не обязательно.
Было бы странным, если бы в сложившейся в мире вокруг России военно-политической обстановке Китай вдруг признался в реальности таких консультаций. Но лично я не удивился бы, если бы выяснилось, что о чем-то подобном с нашими надежными партнерами речь все же шла и продолжает идти за наглухо закрытыми дверями. Потому что мы с Пекином совместное строительство туннеля под Керченским проливом уже обсуждали.
Было это в 2014−15 годах, когда Крым еще только вернулся в Россию и требовалось поскорее восстановить с ним надежную транспортную связь. Вариант со строительством именно туннеля, а не моста через Керченский пролив, предложили как раз китайцы. Что особенно интересно — кредитовать стойку был готов Банк Китая.
Об этом в Госдуме рассказывал вице-премьер Совета министров Крыма и полномочный представитель республики при президенте РФ Георгий Мурадов. В 2015 году он оценивал общий объем финансовых вложений в проект в 60−80 миллиардов рублей. Что уже тогда было примерно втрое меньше, чем требовалось на возведение Крымского моста.
«Китайский» вариант особенно интересным делал такой факт. КНР к тому времени на глубине 48 метров завершило прокладку подводного туннеля длиной 6,7 км на остров Макао в Тихом океане. Причем в мягких подводных грунтах, очень похожих на те, что в Керченском проливе.
У нас китайцы готовы были не только соорудить подводный переход, но и дорожную инфраструктуру с транспортными развязками. Проект они считали возможным реализовать за 2,5 года.
Тогда Россия отдала предпочтение другим аргументам. Крымский мост давно построен и стал бельмом на глазу нашим врагам. Одновременно по обеим берегам пролива уже построены и инфраструктура, и дорожные развязки.
Разве это не сократило бы сроки строительства с предложенных китайцами 2,5 лет, если бы Москва вдруг решилась снова вспомнить про туннель и начать сдувать архивную пыль с материалов этой разработки? Тогда такой шаг, уверен, оказался бы важнейшим вкладом в строительство оборонительных сооружений полуострова, обессмысливающим самые безумные мечты Киева и США об изгнании с него русских.
Европу вылечит от русофобии только военная сила, «мягкая» уже не поможет Владимир Путин пожалел Швецию и посочувствовал Германии
Главный вывод: да, дело в техническом плане весьма сложное и потому дорогостоящее. Но возможное! Даже на тех, полувековой давности, технологиях! А все материалы Гидропроекта по этому поводу ко времени проведения «круглого стола» в Госдуме были в полной сохранности.
Сторонники строительства туннеля в Госдуме указывали, что их вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ. Он не станет ограничивать судоходство, на него не окажут воздействие льды или грязевые вулканы, которыми «славится» акватория. Внутри тоннеля не бывает гололедицы, неизбежной на мосту.
Кроме того, скорость движения поездов в нем не надо лимитировать, а на мосту она ограничена 60 км/час. Как результат — пропускная способность тоннеля может достигать 50 млн тонн грузов в год. Тогда как относительно моста Минтранс называл на «круглом столе» цифру, в пять раз меньшую.
По туннелю одновременно с железнодорожными рельсами легко проложить с Кубани в Крым недоступный для диверсантов и ударов БПЛА водовод большого диаметра, электрокабели, газо- и бензинопроводы. Что тоже сняло бы с российского полуострова уйму дополнительных угроз.
Крым российский
Раздаются взрывы: На Крымском мосту перекрыли движение транспорта
Аксёнов обвинил Зеленского во лжи
В Крыму сообщили о взломе местных интернет-провайдеров
Крымские татары отреагировали на идею Киева переименовать города полуострова
Все материалы по теме (3174)