Китай строит эскадрилью современных истребителей, способных поражать с самолеты других стран — американский F-16, французский Mirage 200 и даже российский Сy-27. Впрочем, Пекин строит авиаполк не для себя — а по контракту для Пакистана, который стремится к господству над Индийским океаном.
Пакистанские «Миражи» устарели уже на полвека
Пакистанские ВВС скоро получат новую партию китайских истребителей J-10CE, производимых государственной корпорацией Chengdu Aircraft Industry Group. Американские аналитики из агентства Jane`s прогнозируют, что китайские самолеты могут быть использованы для антикорабельных рейдов.
Сейчас партия J-10CE строится в Китае по государственному контракту с Пакистаном. Опубликованные в китайской соцсети Weibo фото свидетельствуют: самолеты имеют серо-зеленую камуфляжную схему с небесно-голубой нижней частью. Ливрея отличается от стандартной цветовой схемы J-10 — серой с низкой заметностью.
Аналитики указывают, что камуфляжный рисунок похож на цветовую гамму, используемую французскими истребителями Dassault Mirage 5, которые сейчас находятся на вооружении пакистанских ВВС.
У пакистанцев сейчас 177 французских самолетов, снаряженных противокорабельными ракетами воздушного базирования MBDA AM39 Exocet. Большинство истребителей находится на военно-воздушной базе Масрур, недалеко от Карачи.
Пакистан — крупнейший эксплуатант французских «Миражей». Специально для азиатской страны Франция строила свои самолеты в 1960—1980-е годы. Затем Пакистан покупал бывшие в употреблении самолеты, где только возможно, — у Франции, Испании, Ливана, Ливии и даже Австралии.
Пакистан модернизировал купленные машины. Например, «Миражи» способны запускать пакистанские крылатые ракеты Ra’ad и Ra’ad IIair, дальность действия которых составляет 350 км и 550 км соответственно.
Хотя некоторые из подержанных самолетов никогда не состояли в рядах ВВС, а использовались только для запасных частей или в качестве учебных пособий. Между тем, Пакистану крайне нужны именно современные боевые самолеты. Так, еще в 2019 году между Пакистаном и Индией разгорелся вооруженный конфликт: индийские самолеты вторглись в воздушное пространство соседа и нанесли бомбовые удары близ Балакота.
Пакистан молниеносно провел спецоперацию «Быстрый ответ» — самолеты уничтожили индийские военные объекты в штате Кашмир. Однако именно после этой спецоперации и возникла необходимость в радикальной модернизации пакистанских ВВС. Контракт был заключен с Китаем.
Китай и Пакистан дружат против американских санкций
Поставка китайских истребителей для Пакистана — одна из крупнейших оборонных сделок в мире за последние годы. Первые 6 китайских самолетов поступили в Пакистан в марте, на торжественной церемонии присутствовал премьер-министр (уже бывший) Имран Хан.
Пакистан — многолетний партнер китайских авиационных заводов. Еще в 1980-е годы страна столкнулась с серьезными экономическими проблемами из-за военных конфликтов с Индией и западных санкций. Именно тогда пакистанские власти и начали кооперацию с Китаем, где быстро развивался собственный авиапром.
Пакистан и Китай начали совместно разрабатывать базовый учебно-боевой реактивный самолет Karakoram-8 (он же используется как легкий штурмовик). Сейчас уже выпущено более полутысячи таких самолетов.
Уже в XXI веке, в стремлении насытить не внутренний рынок, а покорить международные, Китай и Пакистан совместно разработали Xiaolong FC-1 — всепогодный одномоторный легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения. Пакистанцы называют его «Гром»
Пакистан также закупает у китайцев разработанные ими истребители J-6 и J-7 и штурмовик Nanchang Q-5. Однако самая совершенная модель в этом ряду — именно J-10CE. Это многоцелевой истребитель четвертого поколения, которых пакистанцы закупили пока 25. Очевидно, будут новые поставки.
Китайские истребители готов закупать не только Пакистан, но и Судан
J-10CE (китайцы называют его «Хищник», а по натовской классификации самолет именуется «Жар-птица») — самолет и вправду уникальный. Он способен поражать сразу несколько целей за пределами прямой видимости. Причем бой может вести даже в сложных электромагнитных условиях. «Хищник» может наносить точные удары по наземным целям одновременно в нескольких режимах наведения.
Оснащенный передовой авионикой и системами вооружения (практически все — китайского производства), самолет может похвастаться выдающейся боевой маневренностью на средних и малых высотах, большим боевым радиусом и возможностью дозаправки в воздухе.
Пакистан отдал предпочтение китайским истребителям, поскольку они по всем параметрам превосходят Rafale, недавно принятые на вооружение индийских ВВС, говорит редактор китайского военного журнала Shipborne Weapons Ши Хонг.
Оборонный контракт с Китаем, подписанный в июне 2021 года, предусматривает поставку не только самолетов, но также учебного и наземного вспомогательного оборудования и ракет класса «воздух — воздух» Thunderbolt PL-15.
Пакистан — не единственный покупатель китайской чудо-машины. Интерес к истребителю проявила и суданская армия, чтобы усилить свои оборонные возможности в случае войны с Эфиопией.
Китай сегодня
Впервые собранные в КНР высокоскоростные поезда экспортировали в другую страну
В Китае разработали наноматериал против коронавируса
Первый спутник КНР наблюдения за Солнцем добился значительных результатов
Ночной туризм стал новой движущей силой экономического развития Китая
Все материалы по теме (1742)