Серийное производство долгожданной планирующей авиационной бомбы «Дрель» предполагается развернуть в 2003 году, сообщил журналистам глава холдинга «Технодинамика» (входит в госкорпорацию «Ростех») Игорь Насенков.
Бомба, действительно, долгожданная. И не только из-за высокой потребности в ней ВВС России. Но и потому что это совершенно чудовищный долгострой. Головное предприятие по разработке и производству боеприпасов для всех родов войск НПО «Базальт» (также входит в «Ростех») начало разработку «Дрели» в 90-е годы. Когда оборонно-промышленный комплекс страны начал выходить из нокдауна, вызванного развалом отрасли, забрезжил свет в конце туннеля. И в середине нулевых годов Министерство обороны объявило, что серийное производство будет развернуто в 2017 году.
Но этого не произошло. В 2019 году на Международной выставке вооружений в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) IDEX-2019 генеральный директор концерна «Техмаш» (входит в «Ростех») Владимир Лепин сообщил, что бомба подзадержалась. Но в самое ближайшее время начнутся ее государственные испытания.
Это время наступило лишь в конце прошлого года. И если всё пройдет нормально, то бомба будет принята на вооружение в 2022 году. И, соответственно, в 2023 году начнется ее серийное производство. «Дрель» делается в первую очередь для новейшего истребителя пятого поколения Су-57. Так что время еще есть, от гомеопатического присутствия в ВВС Су-57 перейдет к относительно массовому количеству лишь к 2027 году.
Разработчики утверждают, что «Дрель» — уникальный боеприпас, не имеющий аналогов. Надо сказать, что это дежурное заявление, которое произносится во время представления практически любого перспективного оружия. И, казалось бы, что никакой уникальности у этой бомбы нет. Поскольку в мире существуют планирующие кассетные бомбы. И боевые элементы в некоторых из них обладают способностью самоприцелевания, то есть находят самостоятельно цели и атакуют именно их.
Однако уникальность все-таки присутствует. Боевые элементы имеют систему распознавания «свой-чужой». Такого больше ни у кого нет. И это крайне полезная функция. «Дрель» можно бросать прямо в гущу танкового сражения, и она не причинит никакого вреда своей бронетехнике.
Итак, что же собой представляет этот боеприпас? Его полное официальное название — Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К «Дрель». Вес бомбы — 540 кг. Длина — 3100 мм, максимальный диаметр — 450 мм. Рабочая высота бомбометания находится в диапазоне от 100 м до 14000 м на скорости от 700 км/ч до 1100 км/ч. Бомба содержит 15 боевых элементов, которые предназначены для уничтожения бронетехники, укрепленных инженерных сооружений, РЛС средств ПВО и пунктов управления.
«Дрель» — планирующая бомба. Отделившись от самолета, она выходит в заданную точку по сигналу ГЛОНАСС. Планирование происходит при помощи выдвигающихся крыльев, полет управляется аэродинамическими рулями. Максимальное смещение от точки сброса — 30 км. Этого вполне достаточно для того, чтобы самолет производил бомбометание, находясь за пределами действия объектовой зоны противовоздушной обороны.
Смотрите также
40 Пакет «Премиум» за 960 000 руб., вибромассажные кресла, красивые девушки, «Победа» на гусенице, ценник меню: ПМЭФ-2021 Чем удивил начавший работу Международный экономический форум. Самые яркие фото
На высоте 250 метров над одиночной или групповой целью раскрывается кассетный заряд. Каждый из 15-и боевых элементов кассеты имеет инфракрасную или радиолокационную головку самонаведения. На цели боевые элементы выходят под управлением ГСН. Боевая часть — кумулятивная, способная пробивать до 100 мм гомогенной брони. Поскольку атака производится на верхнюю проекцию танка, наименее защищенную броней, то этого вполне достаточно.
Сообщается, что «Дрель» практически не обнаружима радарами систем ПВО/ПРО. Казалось бы, это не более чем рекламное заявление. Действительно, форма у бомбы, не соответствующая канонам стелс-технлогий. Однако следует учитывать то обстоятельство, что корпус сделан из композиционных материалов, обладающих радиопрозрачностью. А находящиеся внутри боевые элементы уложены так, что многократно ломают электромагнитную волну радара.
У «Дрели» есть еще одно качество — гуманность, как это ни странно звучит. Опасность кассетной бомбы для мирного населения, не участвующего в военных конфликтах, состоит в ее неизбирательности. Далеко не все рассеявшиеся на земле боезаряды, которые были в кассете, срабатывают. И жертвами этих неразорвавшихся зарядов становятся, прежде всего, любопытные дети. Поэтому в 2010 году была принята Международная конвенция по кассетным боеприпасам, которая их запрещает.
Однако конвенция допускает использование двух типов кассетных бомб:
1. Если бомба снаряжена менее чем 10 суббоеприпасами, каждый массой более 4 кг и предназначен для поражения одиночной цели и снабжен электронными механизмами самоуничтожения и самодеактивации.
2. Если Бомба снаряжена суббоеприпасами массой более 20 кг.
О начинке «Дрели», то есть о весовых характеристиках, ничего неизвестно. Однако небезосновательно можно предположить, что при массе бомбы в 540 кг в нее вполне вписываются пятнадцать 20-килограммовых боевых элементов. При этом они оснащены механизмом самоликвидации в случае несрабатывания взрывателя.
«Дрель» может оснащаться и другими БЧ. Десятью бетонобойными суббоеприпасами БЕТАБ-М. Или моноблочной фугасной БЧ.
В США подобный боеприпас появился раньше — в конце прошлого века. А к концу нулевых годов уже существовало 6 его модификаций. Это кассетные авиационные бомбы JSOW (Joint Standoff Weapon), которые по классификации Пентагона обозначаются как AGM-154, то есть как ракеты. Они в равной степени считаются и бомбами, и ракетами, поскольку для достижения дальности полета, превышающей 100 км, в одной модификации используется твердотопливный двигатель. Без двигателя AGM-154 планирует 110 км, с двигателем пролетает 560 км.
Принцип действия примерно такой же, как и у «Дрели». Вывод кассеты на цель выполняется при помощи GPS. На конечном этапе включается тепловая или радиолокационная ГСН.
Существуют три вида кассет. В одной из них 145 суббоеприпасов малой мощности. Во второй — 6 суббоеприпасов, оснащенных инфракрасной ГСН. Они имеют меньшую эффективность, чем самонаводящиеся боевые элементы «Дрели». Если одна российская бомба способна поразить от 6 до 10 единиц бронетехники, то у AGM-154 этот показатель в два раза ниже. К тому же американские боевые элементы, как было сказано выше, не имеют аппаратуры «свой-чужой».
Третья кассета содержит бетонобойные элементы, предназначенные для поражения инженерных сооружений.
Как видим, «Дрель» при похожести ее на американский боеприпас все же имеет определенные преимущества. Кроме, разумеется, дальности полета, где ситуация противоположная. Однако AGM-154 уже существует как реальное оружие, производящееся серийно. «Дрель» же пока — это лишь опытный образец, которому предстоит быть принятым на вооружение ВВС, после чего должно быть развернуто серийное производство.
Военное обозрение
Российский истребитель сопроводил бомбардировщик США над Балтийским морем
Трое россиян погибли, подорвавшись на мине в ЦАР
Испытания противоракет SM-6 в США закончились неудачей
США не оставляют попыток продать Турции свои зенитные комплексы
Все материалы по теме (3314)