Нынешний позорный уход США из Афганистана означает, помимо прочего, и утрату влияния Штатов на всю Центральную Азию, несмотря на заявленную готовность «защищать способность этих стран оставаться суверенными и независимыми». Воинских контингентов здесь больше нет как таковых — ни в Центральной Азии, ни в Средней Азии, как называют в России республики Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан.
Нет баз США в Монголии, Пакистане, в северо-западной части Индии, а теперь уже и в Афганистане — полный провал далеко идущих планов Вашингтона, целью которых было тотальное окружение России с южного направления. Североатлантический альянс, и в первую очередь США, после 1991 года ломился в любую открытую дверь бывших союзных республик, чтобы обложить Россию по всему периметру границ своими базами. Наиболее удачно это произошло в Прибалтике, частично в Грузии, заигрывает с НАТО по сей день и Украина.
Несомненным успехом можно было признать и размещение американских воинских контингентов в Центральной Азии — под маркой проведения операции в Афганистане. Но новый «стратегический партнёр» так и не смог здесь прижиться и пустить корни.
Ещё в советские времена на территории среднеазиатских республик находились два крупных военных округа — Среднеазиатский военный округ (САВО) и Туркестанский (ТуркВО). На их базе впоследствии, после развала Советского Союза, появились полноценные национальные армии — Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении. Даже если детально не оценивать их общее техническое состояние, численность и боевой потенциал, практически каждая из этих армий проигрывает потенциальному противнику в регионе — Казахстану не устоять перед Китаем, Таджикистану не по зубам Пакистан, Узбекистану, Киргизии и Туркмении не справиться с Ираком и Ираном.
Но если эти угрозы можно рассматривать как чисто гипотетические и вероятность вооруженных конфликтов крайне низка, то у всех среднеазиатских стран есть один реальный агрессор, который представляет серьезную угрозу. Это талибы в Афганистане и «Исламское государство» * (запрещенная в России террористическая организация).
Именно под идеей защиты среднеазиатских республик от талибов, США тихой сапой завели свои военные базы в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. И, как это умеют делать бесцеремонные янки, вскоре уже из гостей стали ретиво превращаться в хозяев. Понятно, что не всем это понравилось.
В Узбекистане американская военная база просуществовала с 2001 по 2005 годы и территориально располагалась на аэродроме Ханабад, неподалеку от города Карши. Полторы тысячи военнослужащих, эскадрилья транспортных самолетов С-130, десяток вертолётов Black Hаwk, использование аэродрома как перевалочной базы — вроде ничего опасного, но американцы стали вмешиваться во внутренние дела страны.
Поводом для их выдворения стала реакция США на андижанские события 2005 года, когда Вашингтон выступил с резкими заявлениями в адрес местных властей. Вскоре прекратило работу и бюро альянса по связям с государствами региона располагавшееся в Ташкенте, а разговоры о возобновлении деятельности военной базы НАТО, которые велись довольно активно, так и не нашли практической реализации.
Крупным местом базирования НАТО в Средней Азии была и американская база «Манас» в пригороде Бишкека, которая использовала взлётно-посадочную полосу одноименного международного аэропорта киргизской столицы. Её деятельность обеспечивали около полутора человек переменного состава, а занимаемая площадь составляла 220 гектаров, на территорию которой представители местной власти не допускались. При этом американцы практически свободно передвигались по республике и никак не декларировали перевозимые грузы.
Представительство НАТО в Таджикистане было ограничено французским контингентом из 160 человек, которые базировались в аэропорту Душанбе, где соседствовали с российскими лётчиками. О военной базе США речь не шла — здесь уже находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных сил РФ, хотя подобные планы Пентагон активно рассматривал. О французах, к слову, осталась добрая память — они отремонтировали часть взлётно-посадочной полосы, благодаря инвестициям Парижа удалось построить новое крыло аэропорта, они помогали в изучении языка местным школьникам и студентам. Однако в 2014 году французская миссия была признана законченной. Российские военные остались, и сейчас именно201-я база прикрывает участки границы Таджикистана с Афганистаном.
Туркменистан, хотя и участвует с 1994 года в программе НАТО «Партнерство ради мира», и даже разрешил использовать свои аэродромы для транзитного пролёта самолетов альянса в Афганистан, но запрошенную в пользование военно-воздушную базу в городе Мары (хорошо известный раньше советский военный аэродром и гарнизон) так и не отдала. Всё потому, что Ашхабад придерживается избранного статуса нейтрального государства.
Не предоставил свои военные объекты под базы НАТО и Казахстан, хотя он также участвует в программе «Партнерство ради мира», а с 2003 года проводит на своей территории совместные казахстанско-американские военные учения «Степной орел».
Высказывались предположения, что на территории Казахстана, на Каспии, может появиться американская база, с территории которой будет идти поддержка американских войск на территории Ирана, в случае развязывания там боевых действий. Но Казахстан — активный и полноценный член таких организаций как ШОС и ОДКБ, обязательство которых исключают вступление в какие-либо другие военные организации.
— Россия, будем объективны, откровенно переиграла НАТО на потенциальном театре военных действий в Средней Азии, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Восток, как известно, дело тонкое и Москве удалось нащупать те рычаги влияния, которые и изменили общую картину в нашу пользу. Помимо гарантий общей защиты от талибов, которую гарантируют объединенные войска ОДКБ, что на самом деле означает активную помощь России любой из стран Договора в случае агрессии извне, Кремль предложил льготные условия в закупках современных вооружений. Чем воспользовался Казахстан, получив танки Т-90, ЗРК С-300 и С-400, новые самолеты и вертолеты. И это оказалось очень грамотным решением в укреплении доверия со стороны союзников в Средней Азии. Американцы никогда ничего подобного не предлагали, ограничивались арендной платой, за которую получали возможность влиять во внутреннюю политику этих стран.
Еще один важнейших игрок региона — Китай, который крайне не заинтересован в усилении американского присутствия в Центральной Азии, в частности, и у своих границ. Китайцы не только готовы поставлять сюда оружие, но преднамеренно увеличили товарооборот со всеми среднеазиатскими республиками, который в разы превышает импорт-экспорт с теми же США. И в Пекине тоже настойчиво просят взамен за подобное сотрудничество держаться от НАТО подальше. Китай, к слову, давно выстроил отношения с представителями талибов**.
Если говорить о финансовой стороне вопроса, то сворачивание вливаний в республики Средней Азии наметилось еще при прежнем американском руководстве, которое стало откровенно экономить деньги на среднеазиатских проектах. Туда хоть мешками на осликах вози — эффекта мало, брать-то берут, но на какие-то реальные демократические реформы идут неохотно. Плюс остерегаются сценариев «цветных революций», которые неизбежно следуют за любым американским влиянием в стране.