Как Путин со стерхами: Су-57 учится управлять «стаей» Су-35 — Свободная Пресса

151

Как Путин со стерхами: Су-57 учится управлять «стаей» Су-35 - Свободная Пресса

Сообщение о том, что в России испытали «стаю» истребителей Су-35 под управлением самолёта пятого поколения Су-57 невольно напомнило историю сентября 2012 года, когда Владимир Путин стал «вожаком» для белых журавлей. Президент тогда на дельтаплане увлёк за собой молодых стерхов, указывая им путь в небе к месту зимовки. Поводом стал проект российских орнитологов по спасению популяции этих редких краснокнижных птиц, а Путин поучаствовал в одном из этапов уникального эксперимента. Нечто подобное, по замыслу, произошло сейчас и с отработкой главенствующей роли Су-57, который помогал создавать единое информационное поле и давал целеуказания для Су-35, которые относятся к поколению истребителей 4++.

Собственно так изначально и задумывалось, что истребитель пятого поколения Су-57 будет не обычной воздушной ударной единицей, а сможет выполнять в небе и функции координатора, своеобразного «летающего мозга». За счёт расширенных технических возможностей он способен и «видеть» дальше, и модулировать ситуации при боевом применении, управляя при этом другими воздушными средствами, в том числе и беспилотниками.

Подобная схема в тандеме Су-57 и БПЛА С-70 «Охотник» уже отрабатывалась в сентябре прошлого года, когда истребитель курировал в небе беспилотник. Подобная связка превращает Су-57 фактически в истребитель поколения 5+, о чём неоднократно говорили ранее его разработчики.

Нынешние испытания, когда «стая» истребителей производит информационный обмен в режиме реального времени, в подобном формате проводились в России впервые. Насколько они были успешны не сообщается, равно как и не называется место проведения этих воздушных манёвров. Отмечается, что они проходили в «реальных боевых условиях», а это позволяет предположить, что испытания проводились в Сирии. Как вариант, тем более, что Су-57 уже появлялся в небе этой страны и этот факт подтверждало и российское Минобороны. К тому же на авиабазе в Хмеймиме базируются в том числе и истребители Су-35, так что новая воздушная тактика отрабатывалась именно в Сирии, о чём говорят и некоторые российские военные эксперты.

«Эксперимент проводился в реальных боевых условиях, в „стае“ была задействована группа истребителей Су-35, роль командно-штабного самолёта выполнял Су-57», — цитирует ТАСС одного из своих собеседников. Другой источник в оборонной сфере подтвердил агентству характер прошедших испытаний и пояснил, что в боевом порядке, который летчики называют стаей или роем, ведется информационный обмен между истребителями в режиме реального времени: информационно-управляющая система каждого самолёта автоматически обрабатывает данные как собственных датчиков, так и датчиков других бортов.

Здесь нужно понимать, что речь идёт именно о возможности формировать единое информационное пространство всей воздушной группировки при выполнении боевых задач. «Стая», а в данном случае насколько известно были задействованы три истребителя Су-35 и один Су-57, училась не наносить ракетно-бомбовые удары, а именно отрабатывала взаимодействие, автоматический обмен информацией для получения общей широкой картины как воздушной, так и наземной обстановки. И «вожак» Су-57 играл здесь роль не только собирателя информации, но и передачи её другим самолётам уже в обобщенном виде. Как полагают эксперты, подобное объединение в единое целое может существенно увеличить эффективность выполнения боевых задач не только авиационной группы, но и сухопутных сил, которые также получают доступ к информации, соответственно делятся и своей.

Об этом говорит и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, который назвал такие испытания важными для построения единой информационной системы вооруженных сил. «В перспективе информация от всех сенсоров самолёта, а также от систем ПВО, от спутников, с наземной техники должна поступать в единую систему, которая создает единое информационное поле для земли, воздуха и космоса. В этой системе при поддержке искусственного интеллекта будет распределяться боевая работа, в том числе для авиации», — считает эксперт.

Подобные разработки боевой информационно-управляющей системы (БИУС), включающие в себя комплекс электронно-вычислительной аппаратуры и других технических средств, широкое распространение получили в российских ВМФ. Они предназначены для автоматизированной выработки рекомендаций по управлению оружием и маневрированию в целях наиболее эффективного использования боевых и технических возможностей надводных кораблей и подводных лодок. Аналог, как считается более совершенный, имеется у США — корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система Иджис (англ. Aegis). А вот разработки, позволяющие построить единую информационную систему управления всеми видами войск, пока не получилось ни у России, ни у Соединенных Штатов, которые пытаются задействовать в такой схеме свои истребители пятого поколения F-35.

И если эксперимент с участием Су-57 и «стаи» Су-35 будет признан успешным и сможет быть применен на практике, то Россия заметно продвинется вперед в создании единого информационного поля в боевой обстановке. Вероятно, что в качестве «роя» будут экспериментироваться и ведомые истребителем пятого поколения БПЛА «Охотник», которые также смогут «сливать» информацию для Су-57. Другое дело, что ни этих тяжелых беспилотников, ни самих Су-57 в достаточном количестве пока не существует. Впрочем, в Минобороны считают, что в составе ВКС до 2027 года всё-таки появятся три авиаполка, на вооружении которых будет 67 единиц Су-57. Вероятно, что к этому времени будет создана и новая информационная система, которая сейчас проходит испытания.

Военное обозрение

Кавказ и Черное море защитят одной из самых современных в мире систем ПВО

Стало известно, когда флот получит новейшую атомную подлодку «Казань»

Минобороны опубликовало видео перехвата американских самолетов над Черным морем

Источник: Индия хочет купить российские танки «Армата»

Все материалы по теме (2544)