Каховская ГЭС: HIMARS пытались уничтожить мост, но сожгли лишь несколько сарайчиков

36

Каховская ГЭС: HIMARS пытались уничтожить мост, но сожгли лишь несколько сарайчиков

Для западного мира основным источником более-менее адекватной картинки о конфликте на Украине остается Институт изучения войны (ISW). Естественно, что сводки нашего Минобороны европейцы и американцы ожидаемо считают дезинформацией.

Оно и понятно: информационные баталии никто не отменял, особенно сейчас, когда западная военная помощь не дает того распиаренного эффекта, на который рассчитывала «Зе-команда» и ее заокеанские кукловоды.

Не секрет, что ISW придерживается проукраинской позиции, тем не менее в сухом остатке его сводки, как правило, соответствуют действительности. Если майданутые паблики сообщили, что в ночь с 10 на 11 августа «вундерваффе» «Хаймарсы» в хлам уничтожили мост в районе Каховской гидроэлектростанции (ГЭС), то ISW сообщил лишь о незначительных повреждениях.

Если самостийная голова потерянной для «неньки» Херсонщины Ярослав Янушевич божится, что путепровод не годен для проезда автомобилей, то Институт пишет: «На мосту есть несколько пробоин и другие признаки повреждения, но транспортные средства могут проезжать через зону поражения».

Обращает на себя внимание, что даже говорящая голова Зеленского — «Люся» Арестович, в последнее время прекратил трепаться о «хаймарсобоязни» русских. Ничего путного Зе-Геббельс не сказал и о ночной ракетной атаке ВСУ на Каховскую дамбу, хотя ранее о любой «перемоге» «захисников незалежности» он мог болтать часами.

После того, как громадяне назвали его конченным треплом, рупор «Зе-команды» стал осторожнее с комментариями.

По сообщению российских блогеров и военных корреспондентов, украинские РСЗО HIMARS и впрямь обстреляли Каховскую ГЭС, при этом часть ракет сбила наша ПВО. Что касается эффективности налета, то она, повторимся, даже по оценке ISW, оказалась минимальной: мост по-прежнему функционирует в штатном режиме и открыт для автотранспорта.

Судя по видео с места событий основной прилет пришелся по постройкам вблизи дамбы. На этот раз чудо-«Хаймарсы» промахнулись конкретно. Там, на площади до 150 кв. метров, выгорели какие-то сарайчики. Но, скорее всего, поблизости крутился жовто-блакитный наводчик, поскольку есть еще и кучный удар по изгибающему пролету надшлюзового перехода.

На фото видно сразу три повреждения в нескольких метрах друг от друга. Как фейсбучат* патріоти України, наибольшую точность обеспечивают HIMARS только маячки. Не исключено, что их сбросили с проезжающей машины, но включились они в момент прилета.

Также напрашивается вывод, что было как минимум четыре, а то и пять залпов HIMARS по шесть ракет М31 в каждом. Наверняка, янки (не ВСУшники же) операцию готовили тщательно с надеждой все-таки обрушить хотя бы один пролет.

Не получилось, но ночная атака обошлась Украине в $5−6 млн. в рамках закона о ленд-лизе. В свою очередь, стоимость ремонта будет стоить в сотни раз дешевле. Это все равно, что электронным микроскопом гвозди заколачивать.

По оценке портала The War Zone, аффилированного с Пентагоном, «США предоставили киевской хунте только ракеты М31, о которых известно, что их фугасная часть весит 91 кг, а сам боеприпас наводится по GPS/INS на цели на расстоянии около 43 миль (70 километров)».

Согласно опять-таки справочной информации, вес взрывчатых веществ в М31 составляет примерно 20 кг в тротиловом эквиваленте, все остальное осколки и оболочка. Много ли это для такого эпического сооружения, состоящего из 28 водосливных затворов размером 12×9 м? Вопрос, конечно, интересный.

Американский эксперт-взрывотехник Джозеф Меррилл отмечает, что критические точки напряжения любого моста, как правило, распределены и они точно не находятся на полотне. Эти сооружения не поддаются эффекту домино, и являются крепкими орешками даже для авиационных бомб. Да, саперы знают, как, куда и в каком количестве заложить взрывчатку, чтобы разрушить конструкцию. По его словам, ракетами М31 нельзя нанести серьезный урон: «Повредить — да, уничтожить — нет».

«Но если опоры целые — можно просто положить сверху дыр толстые листы металла, приварив их снизу к торчащей арматуре. Такие повреждения устраняются в считанные часы», — считает Меррилл. При повторном попадании, они возьмут на себя основную нагрузку, так как осколочно-фугасный боеприпас не передает кинетическую силу броне, а наносит поверхностные повреждения.

«Точность — отличная, тут американскому пепелацу не отказать. А вот заряд откровенно мал для такой цели. Видно, что целились в один конкретный пролет надшлюзового перехода, и пытались уронить всю плиту. Причём пролёт на изгибе дамбы, чтобы труднее было исправлять. Но нет, мост сильно сопротивлялся — просто так его не взять», — отмечает один из украинских телеграм-каналов, на который, кстати, любит ссылаться ISW.

И впрямь, согласно инструкции «Расчет заряда для подрыва элементов конструкции из кирпича, камня, бетона и железобетона» для того, чтобы в 40-см железобетонной плите сделать разрушение диаметром 0.8 метра, потребуется 36 кг тротила для наружного заряда. Между тем опоры моста надшлюзового перехода являют собой колонны толщиной 2 м и шириной более 10 м.

Да и водобойная плита плотины толщиной 4,5 метра изготовлена из монолитного сверхпрочного бетона. Слухи о том, что с помощью РСЗО ее можно разрушить, сильно преувеличены. Бояться нужно диверсантов-подводников. Впрочем, и тут не так все просто, по оценке Джозефа Меррилла, речь о большом объеме тротила.

Однако утверждать, что HIMARS — это фигня, тоже нельзя. Да, без спутников ценность звездно-полосатых РСЗО невелика, но конфликт ограничен рамками военной спецоперации. В любом случае, приходится констатировать, что янки сражаются на стороне ВСУ, значит, перед нами очень коварный противник.