На верфи испанского судостроительного объединения Navantia в Картахене состоялась церемония спуска на воду головной большой неатомной подводной лодки S 81 Isaac Peral проекта S-80 Plus (S-80A).
Событие примечательное, поскольку это первая неатомная лодка, созданная испанскими корабелами. И крайне обидное для России, поскольку в ВМФ субмарин подобного класса нет и близко не предвидится. Хоть руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), периодически оптимистично заявляет, что вот-вот, и мы всех догоним.
Итак, что же представляют собой неатомные лодки и чем они отличаются от дизель-электрических?
С точки зрения оперативной эффективности, отличие заключается в повышенной скрытности. ДЭПЛ, находясь в подводном положении, использует для движения электроэнергию, накопленную в аккумуляторных батареях. Этого заряда хватает дня на два-три. После чего лодка должна всплыть и запустить дизель-генераторы, которые закачивают электроэнергию в аккумуляторные батареи. В надводном положении да еще и с работающими на полную мощность движками лодку легко обнаружить. И применить против нее торпедное или бомбовое вооружение.
Справедливости ради необходимо сказать, что две первые испанские лодки проекта S-80 Plus будут дизель-электрическими. Когда шло их строительство, ВНЭУ была еще не готова, проходя необходимый цикл испытаний. Но третья и четвертая лодки должны быть уже полностью неатомными, для этого все готово — и прежде всего, воздухонезависимая установка.
Испанская кораблестроительная отрасль также, как и российская, не отличается высокими скоростями проектирования и воплощения проектов в металле. Проектирование новой серии их четырех лодок началось еще в 1991 году. Контракт на строительство субмарин был выдан в 2004 году. Он предполагал, что передача флоту головной лодки должна была состояться в 2011 году. Первую лодку заложили в 2005 году. И вот теперь ее только спустили на воду. А передача в ВМС Испании ожидается в 2023 году.
За три десятилетия стоимость лодки существенно возросла — с 1,76 млрд евро до 4 млрд евро.
Создание ВНЭУ велось испанской энергетической компанией Abengoa при участии Navantia с 2003 года. Ее принцип действия основан на взаимодействии в электрохимическом генераторе водорода и кислорода, в результате которого получается электроэнергия. Кислород в сжиженном виде хранится на борту лодки. А водород получается в специальных реакторах, в которых он выделяется из биоэтанола. Образующийся при этом углекислый газ удаляется за борт в смеси с морской водой. Мощность ВНЭУ — 300 кВт. Лодка может работать без всплытия 15 суток.
При постройке ВНЭУ будут оснащены третья и четвертая лодки проекта — S 83 Cosme García и S 84 Mateo García de los Reyes. Они должны войти в строй ВМС Испании в 2026—2027 годах. Две первые лодки будут дизель-электрическими до момента их первого среднего ремонта, когда и они обретут ВНЭУ.
Водоизмещение лодок S-80 Plus — 3800 тонн, длина — 81 м. Скорость хода под водой — 19 узлов. В состав вооружения входят торпеды калибра 533 мм и противокорабельные ракеты «Гарпун».
В ОСК создают ВНЭУ с незапамятных времен. Все началось тогда, когда и ОСК в помине не было. Старт разработке был дан в первой половине 90-х годов, когда ЦКБ «Рубин» приступило к проектированию неатомной подводной лодки четвертого поколения проекта 677 «Лада». Лишь наличие ВНЭУ позволяет причислять лодки к четвертому поколению. Все наши прекрасные «Варшавянки», прозванные «черными дырами», относятся к третьему.
Первую лодку проекта Б-585 «Санкт-Петербург» заложили в 1997 году в расчете на то, что вскоре ВНЭУ появится. Но шли годы, лодка ни шатко ни валко достраивалась, как это было в 90-е годы, а установки не было. При этом ОСК периодически сообщала, что наша ВНЭУ будет лучшей в мире, потому что в ней водород будет получаться из дизельного топлива при помощи риформинга.
В 2004 году «Санкт-Петербург» спустили на воду. Но надежда на то, что вот-вот появится ВНЭУ ОСК не покидала. Поэтому наступила продолжительная пауза — лодка занимала производственные площади, и ничего с ней не происходило. В 2010 году ждать уже было нечего. Установка так и не появилась. Хоть в ЦКБ «Рубин» над ней продолжали напряженно работать. И «Санкт-Петербург» буквально сбагрили на Северный флот для опытной эксплуатации. И эти «опыты» с никому не нужной субмариной продолжаются уже второе десятилетие.
В 2012 году тогдашний главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий заявил «В существующем виде „Лада“ Военно-морскому флоту не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же».
Действительно, лодка получилась прекрасная. «Рубин» заявляет, что у нее уровень акустических шумов ниже, чем даже у «Варшавянки». Мощная компьютеризация и автоматизация всех процессов, благодаря чему удалось рекордно сократить экипаж. Прекрасная гидроакустическая станция. И всё это перечеркивает отсутствие ВНЭУ.
То же самое произойдет и еще с двумя лодками проекта 677 — Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки». Первая из них проходит швартовые испытания, вторая готовится к спуску на воду. Они также «осчастливят» Северный флот. Более того — готовятся к закладке еще три «Лады».
А что же сейчас происходит на «Рубине» с ВНЭУ, которая могла бы быть интегрирована в закладываемые лодки проекта 677?
В 2019 году не происходило абсолютно ничего. Потому что в 2017 году было прекращено финансирование этих работ.
Но летом прошлого года ситуация опять «оживилась», по свидетельству генерального директора ОСК Алексея Рахманова. Он сообщил в одном из интервью, что «победа не за горами». То есть до конца 2023 года установка будет готова.
Но тут есть одно но, очень серьезное. Готова будет не ВНЭУ, на «Рубине» завершатся контрактные работы по ее созданию. Вот дословное высказывание Рахманова: «Идут проектные работы. Однако решение о практическом внедрении этой технологии в конкретные проекты будет приниматься только по результатам выполнения контракта — не ранее конца 2023 года».
Однако это мы уже проходили. Проектные работы уже несколько раз завершались. Рахманов хвалился успешными стендовыми испытаниями.
Создается ощущение, что по сложности работы по созданию ВНЭУ не уступают проекту высадки человека на Луну. Однако это не так. Уже множество стран выпускает неатомные подводные лодки с ВНЭУ не только для себя, но и на продажу. Среди них Германия, Швеция, Франция, Япония, Китай. А сейчас к ним присоединяется и Испания.
Может быть, ОСК стоит перестать пробивать лбом бетонную стену и найти новых исполнителей работ по созданию ВНЭУ?
Военное обозрение
США собираются разработать новый истребитель-перехватчик ракет
Стрельба в Персидском заливе: корабли США открыли предупредительный огонь
В честь Дня Победы в России заложат шесть кораблей и подлодок
Пентагон следит за отводом российских войск от границ Украины
Все материалы по теме (3225)