Престижный международный авиасалон аэрокосмической и оборонной промышленности Aero India-2021 откроется в индийском Бангалоре 3 февраля. Событие это важно и тем, что это первая выставка вооружений в мире после начала пандемии COVID-19, она привлекла большое внимание, при этом часть представляемой продукции будет продемонстрирована в виртуальном виде. На официальном сайте самого салона уже сейчас можно зарегистрироваться в качестве виртуального зрителя.
В авиасалоне Aero India-2021 примут участие 14 стран, которые представят 601 образец вооружений и военной техники. Россия здесь в лидерах как минимум по численности — более 200 образцов продукции военного назначения. Среди прочего будет продемонстрирован и экспортный вариант истребителя пятого поколения Су-57Э. Интерес к этому самолёту проявляют во многих странах, поскольку он обладает уникальными боевыми свойствами и лётно-техническими характеристиками. Россия рассчитывает, что именно Индия в перспективе может стать крупнейшим заказчиком этого истребителя.
По словам директора по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Российские технологии» Виктора Кладова, которого цитирует ТАСС, на выставке будут и другие российские «бестселлеры». К таковым относятся истребители Су-35 и МиГ-35Д, военно-транспортный Ил-76МД-90А (Э), самолёт заправщик Ил-78МК-90А.
Интерес у зарубежных партнёров вызывают и российские вертолёты — в Индии будет представлен лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т, считающийся идеальной винтокрылой машиной для местных климатических и физико-географических условий. Рассчитывают в «Ростехе» и на внимание к вертолётам Ми-28НЭ, Ми-171Ш и Ми-17В-5, боевому разведывательно-ударному Ка-52, а также вертолёту радиолокационного дозора Ка-31.
Будут «премьеры» и в наземной технике. Впервые за границей продемонстрируют бронетранспортёр К-16 и боевую машину пехоты К-17 на перспективной колёсной платформе «Бумеранг». Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представит на Aero India-2021 широкий спектр продукции военного и гражданского назначения, в том числе зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» и зенитный ракетный комплекс средней дальности «Викинг» (последняя ступень развития ЗРК «Бук»). К слову, Индия уже заключила контракт на 10 дивизионов С-400 и первые их поставки ожидаются уже в нынешнем году.
Импорт Индией вооружений и военной техники вызывает традиционный ажиотаж у продавцов из-за его обширности. Но и конкуренция здесь высокая. Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и не совсем надежным партнером. Срыв контрактов и сделок со стороны Нью-Дели стал уже обыденным делом и, похоже, не вызывает удивления у российских партнеров.
Можно было бы сказать, что «нос воротят», но тут есть и более серьезные причины. Индия, прекрасно понимая взаимную заинтересованность в отношениях с Россией, активно при этом ищет пути плодотворных контактов с Западом, как Европой, так и США. Тут есть и элемент некоего финансового шантажа, когда за счет наличия двух и более продавцов, покупатель заставляет кого-то из них демпинговать. И Россия попала под этот индийский пресс — цены Москвы на вооружения уже существенно ниже, чем у других стран, и это при более высоком качестве продукции.
Вернемся к предыстории вопроса, когда еще в 1962 году Индия стала покупать у СССР лучший на тот момент истребитель МиГ-21, а в 1967-м уже сама приступила к их производству. Всего в разных модификациях было выпущено в общей сложности 657 таких самолетов, модернизированные МиГ-21 до сих пор стоят на вооружении ВВС Индии. Один из них отличился в воздушном бою над Кашмиром, где в марте 2018 года сбил пакистанский F-16. Понятно, что 21-е «мигари» стали морально устаревать, Москва прекратила их производство в 1985 году, а в начале 1990-х полностью отказалась от эксплуатации. В авиапарке ВВС Индии на 2019 год осталось около 120 таких истребителей, но и их век уже недолог.
Россия поставляла в Индию в разное время достаточно большое количество самолетов (авиапарк ВВС Индии сейчас на 80 процентов укомплектован советской и российской техникой), в том числе и истребители. Помимо массовых МиГ-21, это были многоцелевые МиГ-29 (в том числе палубные) и сверхзвуковые истребители-бомбардировщики МиГ-27.
Французская «линейка» в индийских ВВС представлена многоцелевыми Mirage 2000 (H /TH) в количестве 50 штук и истребителями-бомбардировщиками Jaguar (совместная разработка Великобритании-Франции) в количестве около 100 машин. Все они уже морально устарели. Отдельной строкой в этом списке стоял и продолжает стоять российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ, доработанный и усовершенствованный специально для Индии и производящийся, в том числе, и в этой стране.
С получением на вооружении своих ВВС Су-30МКИ, Индия добилась столь желаемого превосходства в воздухе — собственно, этот истребитель и предназначен для доминирования в небе. Заинтересовавшись выставочным образцом Су-30МК (многоцелевой, коммерческий), Индия получила в ходе переговоров возможность приобрести самолет с более высокими боевыми качествами. К ним можно было отнести усовершенствованную аэродинамическую компоновку с передним горизонтальным оперением, новую систему дистанционного управления, а также двигатели с управляемым вектором тяги. Кроме того самолет предполагалось оснастить РЛС с фазированной решеткой (ФАР). В результате Индии был предложен многофункциональный истребитель, которому по маневренности и боевым возможностям не было на тот момент равных в мире.
Впрочем, власти Индии предпочли купить для нужд своих ВВС французские истребители Rafale, вместо российских Су-30МКИ. Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиарда евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции еще в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Теперь точка невозврата пройдена, эти французские истребители уже замечены с опознавательными знаками индийских ВВС и, как предполагается, поступят в Индию несколькими партиями в период с 2019 по 2022 годы.
Вопрос выбора — это бизнес, ну и плюс, конечно, политика. Вот с бизнесом не совсем понятно. Российские истребители поколения 4+ Су-30МКИ обходятся Индии в 83 миллиона долларов за единицу — это индийской сборки, где произведена половина из этих 250 самолетов. Покупка аналогичного самолета в России составляет около 50 миллионов. Общая сумма заказа составила 12 миллиардов долларов. Каждый французский Rafale (четвертое поколение) обошелся Индии по 218 миллионов долларов.
На нынешнем аэрокосмическом салоне Aero India-2021 будет доминировать именно авиационная тема и для России она будет очень важной. Нью-Дели готов на закупку российской авиационной техники, поскольку французских истребителей по контракту поставлено в Индию пока лишь пять единиц.
Однако не истребитель пятого поколения Су-57 войдёт в топ-продаж, хотя индусы к нему присматривается. Крупнейшими потенциальными договорами между Индией и Россией здесь могут стать закупки 110 истребителей МиГ-35 и 114 истребителей Су-35. Как отмечало ещё в прошлом году авторитетное индийское издание Defence Aviation Post, выбор в пользу этих российских истребителей позволит Нью-Дели получить ряд технологий производства самолётов и даст возможность наладить их выпуск на своей территории.
Ещё одним потенциально крупным контрактом может стать программа глубокой модернизации парка индийских истребителей Су-30МКИ по варианту Super Sukhoi (в России эта программа проведена на истребителях Су-35С и Су-30СМ2). По предположениям индийских СМИ будут модернизированы таким образом 222 из имеющихся в ВВС Индии 272 истребителей Су-30МКИ.
В общем, на Aero India-2021 экспортный вариант новейшего истребителя Су-57Э привезли на смотрины — может, кто-то и клюнет с учётом большого интереса к нему у иностранцев. Индия, которая после семи лет совместной работы с Россией над истребителем пятого поколения отказалась от этой идеи, сейчас сама попросила привезти на аэрокосмический салон этот российский истребитель.
Военное обозрение
В России вводится нейропсихологическая диагностика будущих военнослужащих
На американской военной базе солдаты отравились антифризом
В Китае проходят испытания палубного самолета, способного обнаруживать американские «стелсы»
В Ливии похитили «Панцирь-С1» и вывезли его в Германию
Все материалы по теме (3030)