Индийцы рассказали, как Су-57 «сбили на взлете» — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

57

Индийцы рассказали, как Су-57 «сбили на взлете» - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев в интервью РБК сказал о том, что давно уже не было секретом для экспертного сообщества: «Индия остановила совместный с Россией проект истребителя пятого поколения». Впрочем, по его словам, не все так плохо: после того, как наш единственный пятипоколенник поступит в российские ВКС, может возобновиться программа Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) создания первого индийского истребителя пятого поколения на основе российского Су-57 (по кодификации НАТО — Felon, что переводится, как «Преступник»).

Что это? Хорошая мина при плохой игре, или объективная оценка перспективы «Преступника» по-натовски, судить сложно. Различные СМИ периодически пишут о том, будто между «Сухим» и индийской компанией Hindustan Aeronautics имеются «непреодолимые расхождения в технологических и финансовых вопросах». Тем не менее, Дмитрий Евгеньевич, со ссылкой на некое международное экспертное мнение считает, что Су-57 имеет очень высокий экспортный потенциал.

Так, о желании иметь Су-57 в своих военно-воздушных Силах вроде бы заявил Алжир, который, по информации индийского журнала Eurasia Times, планирует закупить 14 машин на $2 млрд. Правда, получить более точную информации об этой потенциальной сделке международные аналитические центры не смогли. Стороны хранят молчание, но и не говорят нет. Тем не менее, Алжир Сити (столица Алжира) заинтересован в этой покупке в качестве ответа на приобретение недружественным Марокко F-16.

Вторым оператором наших истребителей-невидимок могла стать Индия, имеющая в своих ВВС многочисленный парк Су-30. Опять-таки Нью Дели в рамках программы FGFA мог рассчитывать на серьезные преференции. Даже индийские эксперты не так давно писали, что совместные работы в этой программе могли бы стать беспроигрышной сделкой для обеих стран.

Но…затем начались претензии, дескать, самолет Су-57 ориентирован на парадигмы воздушного боя, которые были востребованы в ХХ веке, а не в ХХI. Например, как считает индийский аналитик Абхиджит Айер-Митра на страницах издания The Print, русские сконцентрировались на тяге двигателя и векторизации двигателя, несмотря на то, что сейчас на близкой дистанции никто драться один на один или стенка на стенку не будет. Он пишет, что «Сухой» уделяет особое внимание маневренности и боевой мощи, а не пониманию того, что самолет пятого поколения — это, по сути, летающий компьютер, способный сократить время обработки информации об опасной среде и сократить «цепочку времени от обнаружения врага до его уничтожения» одним метким выстрелом.

Если разобраться, эксперт Айер-Митра пересказывает точку зрения руководства индийских ВВС, которая состоит в том, что истребитель FGFA должен быть спроектирован так, чтобы первым обнаружить цель и первым выстрелить. Такой вывод ими сделан из воздушного противостояния с Пакистаном.

Очевидно, что Нью-Дели хочет от Москвы аналога F-22, поскольку, не будучи членом НАТО, не может рассчитывать на американские самолеты пятого поколения. В этой связи журнал Eurasia Times вынужден констатировать: «Индия не сможет противостоять ВВС НОАК Китая… Поэтому приобретение истребителя Су-57 является единственным возможным вариантом».

Однако тогда возникает закономерный вопрос: почему Нью-Дели остановил совместный с Москвой проект истребителя пятого поколения? Ответ дал Виджендер Тхакур, ветеран индийских ВВС и аналитик с «ястребиным глазом» на технологическое развитие индийской авиации. Оказывается, отчасти мы сами в этом виноваты. По данным Тхакура, имеющиеся в Индии Су-30МКИ модернизируются до потенциала, мало чем отличающегося от возможностей Су-57.

Во всяком случае, после апгрейда, где-то в 2025 году, индийские «сушки» могут и должны подтянуться на уровень лучших истребителей ВВС КНР. Такой же позиции придерживается также индийский военный журнал Indian Defence Update, который утверждает, что Су-30МКИ чисто теоретически нетрудно дотянуть до поколения 5-. А этого достаточно, чтобы не заказывать сырую машину Су-57, по крайней мере, до того, как Felon не поступил в регулярные части российской авиации.

То есть минус, связанный с малозаметностью, можно частично нивелировать за счет эффективной РЭБ, тогда как осведомленность повысить за счет мощной РЛС. Сюда нужно добавить, что «глазами и ушами» апгрейдированых индийских «тридцатых сушек», по информации американского портала Air University, станут дальнобойные ЗРК С-400, купленные у России. А это, в свою очередь, позволит индийцам на несколько десятков секунд раньше своего дуэлянта пульнуть ракетой по китайскому или пакистанскому самолету.

Инженеры и специалисты Страны священных коров в этом плане не промах: как-никак Нью-Дели успешно провел апгрейды Mirage 2000 и МиГ-29, во многом благодаря параличу тендеров, которые не позволили ВВС Индии увеличить свой авиапарк до вожделенных 45 эскадрилий. Как говорится, жизнь заставила, тем более убедительный пример имеется. США 60 (!!) раз модернизировали F-16, доведя его фактически до возможностей F-35 (за исключением стелс).

В целом, с учетом уже сделанных и предстоящих шагов баланс сил в небе между Индией и Китаем остается в равновесии, а между Индией и Пакистаном склоняется в пользу первой, уверены генералы в Нью Дели. И хотя сообщается о «непреодолимых расхождениях в технологических и финансовых вопросах», похоже, индийцы очень не хотят покупать «кота в мешке», каким сейчас им видится Су-57.

О том, что с русским «Преступником» есть серьезные проблемы с введением в строй, сигналы идут из самой Москвы. Нужны, прежде всего, деньги, но РФ, кстати, как и Индия сейчас находится не в блестящей экономической форме, чтобы на хорошей волне завершить программу Су-57. Все, что происходит с Felon, можно считать вялотекущей доводкой, на которую уйдет десятилетие. Между тем, опыт F-35 показывает, что верным спутником истребителей пятого поколения являются огромные дотации со стороны государства.

Короче, летающие «компьютеры» ни РФ, ни Индии сегодня не по карману, тогда как имеющиеся в наших ВВС самолеты обладают хорошим потенциалом модернизации. В любом случае, Нью Дели находится в затруднении с выбором, но видит, увы, больше минусов, чем плюсов в российской программе пятого поколения. Да, Шугаев прав, когда говорит о хороших экспортных перспективах, но никто сырую машину по цене $ 150 млн (с учетом всех расходов) за единицу покупать не будет.

Чтобы картина была яснее, добавим, что США и КНР уже объявили о разработке бесхвостых самолетов 6-го поколения с искусственным интеллектом. Их особенностью должны стать не только незаметность, но и гигантская дальность, благодаря чему пилоты смогут атаковать цели практически в любой части мира. Эти амбициозные заявки заставляют иначе взглянуть на целесообразность Су-57, как на экспортный товар для той же Индии. С коммерческой точки зрения, самолет едва оторвался от взлетно-посадочной полосы, но его сразу сбили, т.е. сделали не продажным.

Военное обозрение

Путин сообщил о завершающихся испытаниях ракеты «Циркон»

Украинский генерал заявил, что устроит России «кровавую баню»

Пушков рассказал о несостыковке в истории с американской подлодкой

Путин озвучил количество беспилотников в российской армии

Все материалы по теме (3711)