Для Индии закончилось время политиканства и казнокрадства по части приобретения военной техники. И в частности — авиационной. Еще совсем недавно индийская пресса громогласно твердила о том, что российские самолеты никуда не годятся. Но в связи с силовым конфликтом с Китаем наступило отрезвление.
Стало известно, что ВВС Индии обратились в правительство с предложением в ускоренном, то есть пожарном порядке приобрести в России 33 истребителя — 12 Су-30МКИ новой постройки и 21 МиГ-29 из наличия Министерства обороны России.
Источник индийского информационного агентства ANI в правительстве сообщил, что «ВВС Индии работали над этим планом в течении некоторого времени, но теперь намерены ускорить процесс. Предложение будет передано в Министерство обороны Индии для окончательного утверждения на следующей неделе». Сумма закупок должна составить около 800 млн. долларов.
Су-30МКИ — это истребитель, созданный компанией «Сухой» для Индии. Его сборка из предоставляемых Россией машинокомплектов производилась на заводах индийского авиастроительного объединения HAL. Всего Индия таким образом получила 272 самолета Су-30МКИ. 12 истребителей, которые намереваются заказать ВВС должны скомпенсировать эксплуатационные потери этих машин.
Что же касается МиГ-29 из наличия Минобороны России, то предполагается их модернизация по отдельному контракту до уровня МиГ-29UPG — специальной разработки для Индии, включающей в себя несколько элементов для самолетов «предпятого поколения»: стеклянная кабина, нашлемное целеуказание, РЛС с АФАР. Предполагается оснастить этими машинами еще одну эскадрилью ВВС Индии, в дополнение к трем, эксплуатирующим эти истребители.
Итак, как говорится, Нью-Дели клюнул жареный петух. То есть возникла реальная угроза потери некоторой части своей территории. И теперь воевать надо не французскими «Рафалями», каждый из которых стоит больше 200 млн евро, а «никудышными» российскими самолетами.
Еще совсем недавно, в конце прошлого года, индийская газета The Economic Times писала, что французские истребители «Рафаль» существенно превосходят по боевым возможностям российские Су-30МКИ. И приводила такую якобы статистику. Перехват одного пакистанского F-16 Fighting Falcon требует двух индийских Су-30МКИ, тогда как перехват Rafale потребует двух F-16 Fighting Falcon.
Однако существует не надуманная, а реальная статистика учебных боев, которые периодически происходят между американскими и индийскими летчиками то в Индии, то в США. При этом американцы используют для тестовых сражений F-16 и F-15 новейших модификаций, а индийцы — Су-30МКИ. Так вот, неизменно победа по результатам поединков достается Су-30МКИ. С различным счетом в разные годы, но перевес всегда был на стороне индийцев.
К тому же оказалось, что «Рафаль», несмотря на перечисление громадной суммы — 7,9 млрд евро за 36 самолетов, — это журавль в небе. Контракт был подписан в 2016 году, полностью поставки истребителей должны завершиться в апреле 2022 года.
Первая партия из четырех самолетов должна была прийти в апреле этого года. Однако в связи с пандемией коронавируса срок сместился ориентировочно на 3 месяца. Но, учитывая динамику заболеваемости в Индии, состоится и новый перенос срока. Индия уже дышит в затылок России, занимающей третье место в мировом «рейтинге пандемии».
И вот в такой непростой ситуации вспомнили про русских, о которых еще недавно, можно сказать, вытирали ноги. Это относится не только к критике Су-30МКИ, но и к существенному крену в сторону США при принятии решений о закупке военной техники.
Вполне понятно, что 36 «Рафалей», будь они уже и получены, и освоены пилотами, погоды в сражении с авиацией Китая не сделают. Потому что Китай располагает истребителями пятого поколения J-20 с очень хорошим ракетным вооружением.
Так что ситуация противостояния с Пакистаном, рассмотренная газетой The Economic Times, обернулась конфронтацией с более серьезным противником.
А ведь у Индии уже мог быть истребитель пятого поколения. Давно, еще в прошлом десятилетии, войдя в совместное российско-индийское предприятие, она могла бы участвовать в разработке индийской версии Перспективного авиационного комплекса Фронтовой авиации (ПАК ФА).
Однако на протяжении длительного периода у нее был практически нулевой вклад в общее дело. В дело, которое было затеяно, в том числе и для повышения обороноспособности Индии.
Однако когда все сроки были сорваны, Индия вдруг заявила, что ее не устраивает этот проект. Что самолет даже близко не стоит к пятому поколению. У него нет никакой малозаметности, слабый двигатель и несовершенная авионика. И Индия вышла из проекта. Правда, при этом было заявлено, что если ее утроят результаты, полученные русскими при разработке своего истребителя, который сейчас называется Су-57, то она может купить партию этих самолетов.
Надо сказать, что предварительная «артподготовка» с критикой российской разработки была проведена в расчете на то, что вдруг удастся сбавить цену — меньше оговоренного в договоре инвестировать в совместный проект. Однако номер не удался, Россия не пошла на финансовые уступки. В результате Индия сама себя наказала.
Весной и в начале лета на спорной территории долины Гавлан в Гималаях произошли четыре столкновения между индийскими и китайскими военными. Последнее столкновение, в котором участвовали по 250 человек с каждой стороны, переросло в настоящую бойню, в которой погибли 20 индийцев и 43 китайца. И это при том, что, согласно договору 1962 года, огнестрельное оружие не использовалось — дрались палками и камнями.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди, комментируя ситуацию, заявил: «Страна обладает такими возможностями, что никто не осмелится посягнуть даже на дюйм нашей земли». При этом в конфликтный район Индия подтянула ударные вертолеты «Апач» с ракетами «воздух-поверхность». Об ответных приготовлениях Китая ничего не известно.
Надо сказать, что Моди сильно переоценивает возможности Индии в военном противостоянии с Китаем конкретно в этом спорном районе, где основной ударной силой может быть авиация. Авиация у КНР однозначно сильнее. Как качественно, так и количественно. В ВВС Китая эксплуатируются 1150 истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. И это не считая 520 клонов устаревшего советского истребителя МиГ-21. У Индии 533 самолета фронтовой авиации, причем в это количество входят 150 МиГ-21.
Если же говорить о качестве, половину индийского парка составляют современные и эффективные Су-30МКИ. И еще 60 МиГ-29, о котором говорилось выше. Все остальное либо вчерашний день, либо слабые индийские разработки. У Китая набор современных машин разнообразнее — тут и Су-35, и Су-30 трех модификаций, и Су-27, а также истребитель пятого поколения J-20. Помимо этого есть вполне приличные собственные разработки Китая.
Как видим, Индия обладает хорошими возможностями не в вероятных воздушных сражениях, а когда столкновение происходит при помощи палок и камней.
Военное обозрение
Арабская коалиция перехватила йеменские беспилотники
В Ираке на аэропорт рухнула ракета
В Китае рассказали, как Россия может уничтожить авианосный флот США
Российский корабль в Ла-Манше сопроводили британские корабли
Все материалы по теме (2530)