Казалось бы, неплохой повод для гордости — Россия занимает второе место в мире по количеству самолётов военной авиации, уступая по этому показателю лишь США.
Британский авиационный журнал Flight International выпустил намедни справочник World Airforces 2021, в котором отмечается наличие в Вооруженных силах России 4143 летательных аппаратов, самолётов и вертолётов. По истребительной авиации мы тоже на втором месте. Впрочем, это лишь цифры, так называемая списочная численность авиапарка, которая не отражает в полной мере реальную боевую эффективность военно-воздушных сил.
Возьмём, к примеру, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, известный ещё как «Белый лебедь». Таких в ВВС России 16 воздушных машин, которые стоят на вооружении 22-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (авиабаза Энгельс в Саратовской области). Практически половина из них прикована к земле — проходят модернизацию. Эти самолёты, которые стали эксплуатироваться с 1987 года, по прежнему считаются лучшими в своём классе, однако время берёт своё и им требуется обновление. Проходит оно крайне медленно. Первый из них вошёл в состав Дальней авиации в конце 2018 года, ещё один модернизированный Ту-160М выполнил первый испытательный полёт в начале 2020 года.
Это при том, что ещё в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу заявлял о необходимости возобновления производства таких бомбардировщиков, озвучивая их потребность в количестве не менее 50 единиц. Как заявляется, возобновление новых самолётов Ту-160М/Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года.
Большее количество «страгегов» в ВВС — это Ту-95 «Медведь». Боеспособных в модификации Ту-95МС около тридцати и ещё порядка 60 находятся в резерве, но тоже идут в общий зачёт списочной численности. Те, которые ещё летают (этот стратегический бомбардировщик эксплуатируется с 1956 года, последний был выпущен в 1992-м) требуют модернизации до уровня «МСМ», с обновлённым двигателем, новым комплексом вооружения и электронного оборудования. Такой модернизации подлежат лишь Ту-95МС-16, которые прослужат до 2040 года. Их насчитывается около 20 единиц.
Ещё печальнее ситуация со стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-22М. В разных модификациях их насчитывается 62 единицы, большая часть из которых небоеспособны, находятся в капитальном ремонте или на хранении. Планировалось, что до 2020 года на Казанском авиационном заводе им. Горбунова до уровня Ту-22М3М будет модернизировано до 30 таких самолётов. Детальная информация о проводимых работах по модернизации этих бомбардировщиков является закрытой, первый полёт обновлённого Ту-22М3М состоялся в 2018 году, можно предположить, что такую программу прошло не более десяти самолётов.
По истребителям всё гораздо лучше, здесь российские ВВС могут заслуженно войти в число лучших как по качеству, так и по количеству. Не будем упоминать истребитель пятого поколения Су-57, который пока так и не долетел до авиационных полков и продолжает находиться в стадии совершенствования.
Есть и другие «короли неба», среди которых, несомненно, высшую ступень почёта занимает многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги Су-35, который относится к поколению 4++. Являясь продолжением истребителя Су-27, это совершенно новый самолёт, разработанный в ОКБ Сухого в 2008 году. Первые 48 из стоящих сейчас на вооружении 90 таких воздушных машин были поставлены в 2015 году, вторая партия гособоронзаказа была выполнена до ноября 2019 года. Сейчас Минобороны планирует заключить новый контракт на предположительно 50 единиц.
Сам «папа» Су-35С — советско-российский многоцелевой сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-В — «Фланкер-Б»), который эксплуатируется с 1985 года, по прежнему в строю. Таких самолётов, в разных модификациях, насчитывается 101 единица. Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания предполагается, что часть из них будет выведена из эксплуатации уже в ближайшее время. В строю останется модернизированный Су-27СМ3 (24 ед.) и, скорее всего, Су-27СМ (47 ед.), которые должен был заменить Су-57.
Хорошо зарекомендовал себя и многоцелевой советско-российский многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) Су-30 (Flanker-C) в модификациях СМ и М2 — их 91 и 20 соответственно. Однако и этому самолёту, который эксплуатируется с 1992 года и продолжает выпускаться сейчас, требуется масштабная глубокая модернизация по пути его унификации с Су-35С.
Похоже, что доживает свой век советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum — «Точка опоры»). Таких на вооружении 120 машин, однако не все из них боеспособны. Этого «ветерана» уже начали менять на российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ (его характеристики максимально приближены к пятому поколению) МиГ-35. Впрочем, новых машин пока выпущено 10 единиц.
Вторую молодость намерены дать и советско-российскому сверхзвуковому высотному всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия МиГ-31 (Foxhound — «Лисья гончая»). Началом его эксплуатации стал 1981 год и это был первый советский истребитель четвёртого поколения. Из действующих — 80 самолётов МиГ-31БМ и 10 МиГ-31К (переоборудованный под гиперзвуковую ракету «Кинжал»). Потребность в этих самолётах сейчас столь велика, что Минобороны планирует модернизировать не менее 150 единиц до уровня БМ до 2023 года. Известно, что на хранении находится 160 МиГ-31, которые после обновления ещё способны вернуться в строй.
Можно было бы пройтись и по другим видам российской военной авиации — фронтовой, транспортной, специальной (в последней, к слову, осталось всего 14 самолётов-заправщиков Ил-78), но общая тенденция и так видна. При достаточно большой списочной численности, «на ходу» находится в лучшем случае половина из них.
Сложился своеобразный «переходный период», когда количество новой авиационной техники не успевает менять ту, которая, образно говоря, на ладан дышит. Проблема в большей степени решается за счёт модернизации имеющихся самолётов, чей лётный ресурс можно продлить, плюс поставить новое оборудование и вооружения, что сохранит самолёты в боевом строю на десяток лет. Но и она, как видно, продвигается не так быстро, как хотелось бы Минобороны.
Примерно такая же ситуация и в ВВС Соединенных Штатов. US Air Forse, которые обладают самым большим в мире авиапарком столкнулись с аналогичными проблемами. «ВВС США нуждаются в срочной и полномасштабной модернизации, чтобы быть готовыми к гипотетическим конфликтам с Россией и Китаем», — к такому выводу пришли исследовательская компания Mitre Corp. и Центр стратегических и бюджетных оценок США (CSBA). И хотя развитие военно-воздушных сил по плану «Американские ВВС: вызов будущему» ведется с 2013 года, выяснилось, что боевых самолетов Штатам не хватает — бомбардировщиков, истребителей, разведчиков, а еще и самолетов-заправщиков.
В США сделали ставку на истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире. При этом совершенно забыли про другие самолёты, которые постепенно приходят в упадок.
В списке, например, американских истребителей, числятся и те, которые уже не только не выпускаются, но и не эксплуатируются, как, например, сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, который был официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года (поступал на вооружение с 1974 года). Штурмовик А-10 Thunderbolt («Удар молнии»), известный ещё как «Бородавочник», был разработан ещё в начале 1970-х годов, однако при наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлён до 2028 года.
В числе «старичков» и многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), самый массовый американский истребитель, которых с 1976 года было выпущено более 4 500 единиц. F-16 экспортировался в 25 стран, в ВВС США «соколов» было поставлено 2231 машин, последние из которых поступили на вооружение в 2005 году. С тех пор этот истребитель производился до 2017 года только на экспорт.
Остаются на вооружении Air Forse и истребители семейства F-15. В модификации F-15 Eagle («Орёл») C и D это истребитель завоевания господства в воздухе, а F-15 Strike Eagle («Ударный орёл») это истребитель-бомбардировщик. Эти предназначенные для завоевания господства в воздухе самолёты четвёртого поколения, начали поступать на вооружение с 1976 года. Как утверждают создатели и эксплуатанты, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив при этом около 100 самолётов и вертолётов противника. Предполагается, что в модернизированном виде «орлы» останутся на вооружении ВВС США до 2025 года.
Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») перестал производиться с 2011 года, всего было выпущено 187 серийных самолётов, из которых 18 потерпели крушения либо потеряны безвозвратно. С 2012 года на эксплуатацию F-22 были наложены существенные ограничения из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, которые так и не удалось устранить. Пилоты жаловались на удушье в кабине, в итоге «хищным птицам» запретили подниматься выше 6,7 тысячи километров и совершать дальние полёты. F-22 является к тому же самым дорогим истребителем в мире — его производство, с учётом НИОКР, составляло 379,5 миллионов долларов. В приличную сумму обходится и эксплуатация этого самолёта, поэтому летают они крайне мало.
В ближайшие 3−5 лет действующие американские истребители планируется выводить из эксплуатации. И хотя тот же F-16, а также штурмовик А-10 (самые массовые самолёты в ВВС США) по данным американского правительственного доклада, хотя и находятся в «удовлетворительном состоянии», они будут уступать место истребителю пятого поколения F-35. В реальности же практически половина боевого авиапарка США прикована к земле. Точно также как и в России.
Военное обозрение
Американские СМИ: «российский танк Т-90 чертовски хорош»
Японцы испугались, что получат российской «Булавой» по голове
В 2020 году у границ России активизировались самолеты-разведчики
СМИ: Индия готовится к войне
Все материалы по теме (2937)