Может, конечно, показаться достаточно странным, что о концептах нового поколения стратегических бомбардировщиков, разработки которых ведутся в России, Соединенных Штатах и Китае, сообщило бразильское издание Folha de S.Haaulo. ВВС Бразилии хотя и не располагают стратегической авиацией, однако являются крупнейшими в Латинской Америке и проявляют интерес к перспективному обновлению своего авиапарка. Вероятно, что и в приобретении боевых самолётов дальней авиации, отсюда и заинтересованность к мировым новинкам.
Впрочем, ничего нового бразильские эксперты не рассказали. В том числе и о российском перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА), разработками которого конструкторское бюро Туполева занимается с 2009 года. Насколько известно, его первый полёт был запланирован на 2025 год, с началом последующей эксплуатации ВКС России в 2027 году. Бразильское издание сейчас полагает, что испытания этого самолёта, который должен прийти на смену Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160, начнутся уже в 2021 году. Этот же срок проведения испытаний определён и для китайского Xian H-20, который спроектирован по схеме «летающее крыло». В США первый полёт бомбардировщика B-21 Raider, который должен сменить самолёт B-2 Spirit, предполагается в 2022 году.
Не только в Бразилии, но и в Соединенных Штатах, да и на Западе в целом, к новейшему российскому бомбардировщику присматриваются давно и дают ему весьма лестные оценки. Вот и немецкое издание Stern назвало ПАК ДА «бомбардировщиком-невидимкой Путина, который должен взломать воздушную оборону Запада».
Немногим ранее американское издание The National Interest оценило самолёт «как фундаментально новый бомбардировщик, созданный на основе современных решений», сравнив его с истребителем пятого поколения Су-57 и сочтя ПАК ДА представителем уже шестого поколения. «Самый поразительный аспект — это то, насколько он близок к поступлению на вооружение», — отмечало издание.
— Создание самолетов подобного класса не требует суеты, и временные рамки от конструкторской идеи до испытательного полета занимают ни день, ни месяц и даже не один год, — считает эксперт военной авиации Николай Баранов. — Может, и не совсем уместное сравнение, но и принципиально новый автомобиль нельзя испечь как пирожок в духовке. Тут же речь идет не просто о новом, а принципиально новом самолете, где в расчёт берутся не только технические характеристики двигателей или конструкции крыла, но и боевые возможности самолета, предназначение которого рассчитывается на десятилетия.
Вот возьмем истребитель Су-57, на его доведение до ума тоже потребовался не один год, сотни часов экспериментальных полётов, устранение ошибок и недочётов. Зато есть результат — это лучший на нынешний момент истребитель, который однозначно причислен к самолетам пятого поколения в своем классе. Лучшим станет и новый стратегический бомбардировщик, потенциальные возможности которого смогут оценить и наши потенциальные противники.
Есть и еще такой нюанс, если говорить о временных сроках создания нового самолета. Нынешние «стратеги», стратегические бомбардировщики прошедшие модернизацию, способны в полной мере выполнять задачи по обеспечению безопасности страны. Казалось бы, есть «старичок» Ту-95, который впервые поднялся в воздух в 1952 году, но пролёт пары таких самолетов над Арктикой вызывает нервную дрожь в Пентагоне.
Или сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с историей эксплуатации от 1971 года, ввергает в шок всю Японию при появлении даже за тысячу километров. Вспомним и про Ту-160, который является самым мощным и скоростным сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. И пока в строю российской авиации есть такие «лебеди» и «медведи», можно спокойно довести до ума новый ПАК ДА, который придет им на смену с улучшенными боевыми характеристиками.
Собственно, а что известно о новом «летающем монстре», появление которого уже вызывает одновременный интерес у специалистов и панику в стане потенциального противника? Совсем не многое.
Сейчас в открытом доступе есть лишь искусственные компьютерные графики и фотографии модели новейшего стратегического бомбардировщика, который на стадии опытных конструкторских работ известен как «изделие-80» под шифром «Посланник-1РП-МС». По требованиям заказчика, в лице Минобороны РФ, это должен быть принципиально новый самолет с прицельно-навигационным комплексом, с возможностью применения существующих и перспективных видов оружия. Можно не сомневаться, что его оснастят новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применят технологии «стелс» для обеспечения малозаметности, соответственно, вся боевая «подвеска» будет спрятана в самом корпусе.
Скорость в данном случае не имеет особого значения — самолет будет дозвуковым, при этом, как предполагается, сможет использоваться как платформа для запуска космических аппаратов, соответственно, сможет подниматься в стратосферу еще выше дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31. В качестве «начинки», насколько известно, будут использоваться уже хорошо зарекомендовавшие себя крылатые ракеты воздушного базирования Х-55СМ и Х-102. Ну и, естественно, основная боль натовских генералов — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал».
Несомненно, что в облике нового самолета «от Туполева», будут применены и идеи конструкций прежних моделей — опыт и в этом случае имеет значение. Вряд ли ПАК ДА будет иметь какое-то внешнее сходство с 95-м, 22-м или 160-м «Ту», но характеристики точно сохранит, и, надеемся, преумножит.
Военное обозрение
США оставляют авианосец на Ближнем Востоке после угроз Ирана
В Минобороны рассказали, сколько россиян пошли в армию в рамках осеннего призыва
В РФ создадут новое лазерное оружие
Новое боевое соединение обеспечит защиту Сахалина
Все материалы по теме (2982)